Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
IV Международный форум
«Экология»
Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица России»
28 февраля - 2 марта 2013 г.
г. Санкт-Петербург

28 февраля – 2 марта в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» состоялся IV Международный форум «Экология».

Мероприятие, нацеленное на выработку эффективных решений в области комплексной защиты водных объектов от антропогенного воздействия, прошло под эгидой и при участии Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, при поддержке и участии Совета Федерации, профильных министерств и ведомств.

Основу деловой программы форума составили наиболее актуальные вопросы обеспечения экологической безопасности водных ресурсов России и рекомендации парламентских слушаний и круглых столов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Открыл и вел пленарное заседание Руководитель направления «Экология» Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России», заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии М.В. Слипенчук. Также с докладами выступили члены Комитета – Г.А. Карлов (Руководитель Подкомитета по водным ресурсам) и М.А. Шингаркин (Заместитель Руководителя Комитета); руководители Федерального агентства водных ресурсов, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; заместители министров транспорта и регионального развития РФ; заместитель министра окружающей среды Финляндии; главы природоохранных ведомств субъектов РФ; представители ведущих предприятий в сфере водоснабжения, различных отраслей промышленности и транспорта, сферы разработки водоочистных технологий; научные и общественные деятели. На выставочных стендах были представлены передовые достижения в области природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности водоемов, повышения качества питьевой воды.

Всего в форуме приняло участие более 400 делегатов из 40 регионов России и 10 иностранных государств. Благодаря тесному взаимодействию органов власти, бизнеса и экологического сообщества на площадке мероприятия удалось организовать конструктивный диалог и выработать ряд действенных решений.

Форум стал первым крупным официальным мероприятием, проходящим в рамках Года охраны окружающей среды в России, объявленного Указом Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» в 2013 году.

Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы экологической защиты водных ресурсов, отметили следующее.

Вода – стратегический ресурс государства. К 2050 г. потребление воды может возрасти в 1,5 раза, а водный кризис может стать источником конфликтов в мире. Пять миллионов человек в год умирают от употребления неочищенной воды. По экспертным оценкам, экономический ущерб от нерешенных проблем в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в РФ достигает 10% от стоимости внутреннего валового продукта.

Россия занимает второе место после Бразилии по водным запасам. Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части России, где сосредоточено более 70% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% водных ресурсов. Водные объекты хозяйственно освоенных районов испытывают значительную антропогенную нагрузку, качество их вод неудовлетворительно. Основная причина – сброс неочищенных стоков предприятиями и городами притом, что очистные сооружения либо являются устаревшими, либо отсутствуют.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует целый ряд федеральных и региональных программ, направленных на защиту водных ресурсов и предотвращение экологического ущерба.

По результатам оценки хода реализации Государственной программы Российской Федерации «Охраны окружающей среды» на 2012-2020 годы, принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. №2552-р, можно отметить следующие показатели:

• доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды – не менее 70%;

• доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей – не менее 9,2%.

Также действует ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2016 годы)», направленная на регулирование трансграничных отношений, в том числе, в сфере защиты водных ресурсов.

В 2012 году утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», которые задают стратегический вектор совершенствования природоохранной деятельности в условиях модернизации экономики и инновационного развития.

В сфере защиты водных ресурсов на государственном уровне особенно остро возникает вопрос трансграничного сотрудничества, поскольку Россия граничит с 14 государствами по водным объектам. Бассейны 70 крупных рек – трансграничные, свыше 40 тысяч километров границ проходит по рекам, озерам и морям. Россия является одним из участников Всемирного Водного Партнерства, которое позволяет структурировать международные отношения в сфере водных ресурсов.

По вопросам международного сотрудничества в сфере защиты водных ресурсов к настоящему времени Россия подписала соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Китаем, Монголией, Украиной, Эстонией, Азербайджаном, Абхазией, Финляндией, Норвегией. Все эти меры позволяют проводить более качественный мониторинг водных объектов и принимать своевременные меры по снижению негативного влияния на экологическую обстановку.

Государственное регулирование, мониторинг и надзор в сфере защиты природных ресурсов играют важную роль в обеспечении экологической безопасности. Разработан план модернизации государственной системы мониторинга водных объектов, который предполагает:
• Увеличение количества пунктов наблюдений гидрологической сети на 900 единиц, гидрохимической – на 140 единиц на территориях крупных водохозяйственных комплексов, на трансграничных реках, а также в районах перспективного хозяйственного освоения;
• Расширение состава информационных постов с целью повышения надежности гидрологических прогнозов и предупреждений об опасных гидрологических явлениях;
• Техническое перевооружение государственной наблюдательной сети, внедрение автоматических гидрологических комплексов и автоматических станций контроля качества воды, мобильных гидрологических и гидрохимических лабораторий, современных аналитических приборов;
• Совершенствование компьютерных технологий сбора, обработки данных и представления информации с использованием ГИС- и интернет-технологий;
• Разработка пакета новых нормативных документов для мониторинга водных объектов.

Одним из наиболее серьезных загрязнителей водных объектов является промышленность. На сегодняшний день экономическая политика, реализуемая на большинстве промышленных предприятий страны, не соответствует приоритетам современных экологических требований. Зачастую в целях экономии продолжается использование устаревших технологий. Также принимается недостаточное количество мер по реализации природоохранных мероприятий.

Многолетние наблюдения за изменением качества поверхностных вод свидетельствуют, о том, что наиболее распространенными загрязняющими веществами вод России на протяжении нескольких десятилетий являлись соединения меди, цинка, никеля, марганца, железа, легкоокисляемые органические вещества, фенолы, нефтепродукты, аммонийный и нитритный азот, по которым превышение ПДК составляло от 30 % до 70 % от числа проанализированных проб воды.

Для отдельных регионов России характерно содержание в воде водных объектов специфических загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности в концентрациях, превышающих высокий или экстремально высокий уровень загрязнения.

Данная ситуация в промышленности требует комплексного подхода к модернизации производства, государственному экологическому контролю и корпоративной социальной ответственности.

В последнее время активно ведется разработка современных технологий, минимизирующих негативные последствия для экологии от промышленной деятельности. Совершенствование систем законодательства направлено на построение его на принципах «наилучших доступных технологий», что подразумевает под собой использование новейшие технологии в сочетании с экономической доступностью.

Однако параллельно существует и другая проблема. Нормативы ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения являются объективными условиями жизнедеятельности и воспроизводства полноценных водных экосистем и. как правило, выдерживаются в водных объектах, не затронутых (или слабо затронутых) антропогенным воздействием. Аргументируя тем, что загрязнение водных объектов сверх ПДК во многих регионах приняло повсеместный характер, контролирующие органы применяют эти нормативы непосредственно к сбрасываемой сточной воде, хотя никакого отношения к технологиям очистки эти нормативы изначально не имели и по ряду позиций (например, медь) принципиально невыполнимы, либо чрезвычайно трудно выполнимы (например, фосфор). Примером абсурдности нормирования в Российской Федерации является ситуация, когда питьевая вода, забранная из реки и прошедшая подготовку до норм питьевого водоснабжения, не может быть сброшена обратно в эту же реку, т.к. не удовлетворяет ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения по многим параметрам.

Непродуманная система нормирования делает государственный контроль в области охраны окружающей среды неэффективным. Контролирующие органы предъявляют требования, реализация которых либо невозможна, либо делает работу предприятий нерентабельной. Тем не менее, невыполнение этих требований автоматически делает предприятия нарушителями законодательства, к которым применяются штрафные санкции.

Таким образом, складывается следующая ситуация: поскольку инвестиции в наилучшие доступные технологии многократно больше сверхнормативных платежей, предприятиям при существующем подходе к нормированию со стороны государственных контролирующих органов зачастую бывает экономически выгоднее платить сверхнормативные платежи или снижать объемы производства, чем снижать негативное воздействие на окружающую среду.

Решение данной проблемы может состоять в устранении подобных противоречий в нормативно-правовых документах и подготовке новых подходов к нормированию в области охраны окружающей среды. Одним из таких первых шагов является, например, разработка Правительством Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проекта Федерального Закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». На данный момент законопроект находится на обсуждении в «Открытом правительстве», и в настоящее время идет его подготовка ко второму чтению в Государственной Думе ФС РФ.

В Государственной Думе также находится законопроект о нормировании выбросов, который предполагает плату предприятиями за пользование водными, воздушными и земельными ресурсами.

Готовящиеся к принятию федеральные законы направлены на прямое финансовое стимулирование модернизации российской экономики путем установления для всех хозяйствующих субъектов на равных условиях платы за фактические объемы негативного воздействия на окружающую среду (на основе независимых измерений). Размеры экологических платежей будут напрямую зависеть и варьироваться в зависимости от качества внедряемых технологий производства и эффективности природоохранных мероприятий. Такой подход, вместе с тем, принципиально изменит систему взаимоотношений государства и промышленных предприятий в части экологического надзора и контроля. При этом важнейшим является приоритет общественных интересов и прав граждан в вопросах охраны окружающей среды.

Добыча нефти и газа как один из важных для России видов хозяйственной деятельности также несет серьезные угрозы для экологического состояния водных ресурсов. Основными проблемами отрасли эксперты считают угрозу аварийных нефтеразливов при добыче и транспортировки нефти.

В 2012 году Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», направленный на определение порядка расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации.

Также эксперты отмечают, что одним из самых серьезных экологических аспектов при добыче углеводородных ресурсов является проблема рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ). На сегодняшний день России занимает первое место в мире по объемам сжигаемого попутного газа на факельных установках. По оценкам экспертов, экономические потери от сжигания ПНГ ежегодно составляют порядка 7-8 млрд. долларов, кроме того, сжигание попутного газа оказывает негативное воздействие на экологию близлежащих регионов. В частности, в ряде исследованных участков предельно допустимая концентрация серы в почвах и растительности превышена в несколько раз. На состояние водных ресурсов также влияет транспортная деятельность. В этой сфере существует ряд задач по обеспечению экологической безопасности. К ним относятся обеспечение безопасности при транспортировке опасных грузов, в том числе нефти, качественная очистка судовых сточных вод, реализация безопасной деятельности портовой инфраструктуры.

В 2012 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Во исполнение этого закона Министерством транспорта России подготавливается ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечении экологической безопасности морского и внутреннего водного транспорта. Так, с 1 января 2013 г. законодательством предусматривается обязанность судовладельца разрабатывать в отношении каждого судна план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации таких последствий, который должен содержать порядок действий членов экипажа судна в случае сброса загрязняющих водную среду веществ, даже при наличии вероятности их сброса.

В целом, относительно обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности действуют или разрабатываются следующие нормативные акты:
• Закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
• Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года ( утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2010 г. № 2205-р);
• Закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
• Новая редакция Морской Доктрины Российской Федерации (начинается обсуждение)
•Разработка инструментария морского планирования (Министерство экономического развития РФ).

Поскольку судоходство тесно связано с вопросами использования трансграничных вод, создан ряд международных конвенций, регулирующих транспортную деятельность и обеспечивающих экологическую безопасность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. № 814 Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 256 Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции 2004 г. о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими. Сама конвенция еще не вступила в силу, это произойдет только после того, как объем тоннажа стран-участниц конвенции достигнет необходимых 35% мирового тоннажа торгового флота (в настоящее время только 26,46%). Однако присоединение к указанной конвенции позволило организовать контроль за соблюдением судами ее правил.

Особенное значение имеет принятие мер по обеспечению экологической безопасности при плавании в ледовых условиях. В последнее время все активнее используется Северный Морской путь, и в связи с этим растет угроза экологии Арктической зоны РФ. Ключевым регулирующим документом в данной сфере должен стать Полярный кодекс, разрабатываемый Международной морской организацией (ИМО), который планируется принять в 2014 году и включить в себя следующее:
• Требования к конструктивным особенностям судов и снабжения судов, а также систематизировать ледовые категории судов;
• Специфические меры защиты морской среды от загрязнения судов;
• Систему квалификации экипажа.

Помимо реализации мероприятий по снижению негативного влияния на экологию промышленной деятельности, перед государством стоит важная задача обеспечения населения качественной водой для бытовых целей. Важной проблемой является модернизация устаревших систем водоснабжения и водоотведения, а также благоустройство водоемов и территорий для рекреационных целей.

С 01.01.2013 г. вступил в действие Федеральный Закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (кроме главы 5 – «экологической»). По данной главе пока ведутся споры и устраняются разногласия сторон.

Стоит отметить, что большинство водоочистных сооружений ЖКХ построены на государственные средства в 70-80-е годы и уже устарели. На модернизацию до европейского уровня, по некоторым оценкам, требуется до 1 трлн руб.

В качестве успешного примера модернизации системы водоснабжения и водоотведения можно привести коммуникации Санкт-Петербурга. На сегодняшний день Водоканал СПб подает 1,9 млн кубометров воды, в то время как 20 лет назад эта цифра 3,5 млн кубометров воды в сутки (потребление сокращено в 2 раза). К концу 2013 года очистка сточных вод Санкт-Петербурга будет составлять 98,6% (в соответствии с требованиями Хельсинской конвенции).

Успех реформирования российской системы ЖКХ в существенной степени зависит от развития в этой сфере механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП). По данным Центра развития ГЧП, сейчас в России 52 действующих проекта ГЧП в коммунальной сфере общей стоимостью около 370 млрд руб., это около 20% от всех партнерств государства и частного бизнеса и 5% от их общей стоимости. При этом проекты ГЧП в сфере ЖКХ не могут быть реализованы только на коммерческой основе, они требуют существенного субсидирования со стороны местного и регионального бюджетов. Также ограничения в бюджетной политике регионов, дефицит бюджета большинства регионов и муниципалитетов вносят существенные ограничения по гарантиям в пользу частного инвестора. Вместе с этим, юридическая новизна проектов ГЧП является существенным риском, как для чиновников, так и для частного инвестора.

Невозможно переоценить роль общественности в охране окружающей среды и выработке решений по ее сохранению. В то же время, существующие сегодня в России правовые механизмы, обеспечивающие участие общественности в принятии таких решений, несмотря на наличие соответствующих конституционных гарантий, далеки от совершенства. Так, после внесения изменений в законодательство об экологической экспертизе в 2007 году большая часть проектов хозяйственной деятельности, нормативных и ненормативных правовых актов оказались вне круга объектов общественной экологической экспертизы. Действующая редакция законодательства о референдумах и его практическое применение на местах приводят к систематическим отказам в проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования инициативным группам в различных регионах России. До настоящего времени Российская Федерация не присоединилась к конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает право граждан и общественных организаций на осуществление общественного экологического контроля, но конкретизация объектов такого контроля, их обязанностей, регламентация деятельности должностных лиц, взаимодействующими с лицами, осуществляющими общественный экологический контроль, правовая защита таких лиц в действующем законодательстве не предусмотрены. Практически отсутствует практика государственной поддержки общественных организаций, занимающихся таким контролем.

В важнейшей области, без которой немыслима эффективная охрана окружающей среды – формирование экологической культуры населения, – сегодня нет сформулированной государственной политики. Несмотря на большое количество энтузиастов в среде педагогов и общественников, работающих в этой сфере, на наличие соответствующих положений в федеральных государственных образовательных стандартах, практическая деятельность Министерства образования и науки РФ в этом направлении недостаточно системна и эффективна.

Значимым вопросом остается и благоустройство прибрежных территорий для бытовых и рекреационных целей. В прошлом году, в рамках проведения на III Международном Форуме «Экология» акции «Я – за чистый пляж», органам власти городов федерального значения и муниципальных образований было рекомендовано разработать специализированные программы с концепцией развития городских пляжных территорий в целом и комплексом мер по благоустройству и уборке от мусора каждого пляжа в частности, а также перечень мероприятий по благоустройству прилегающих к ним территорий, предназначенных для рекреационных целей.

Весной этого года в рамках инициативы Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» «Я – за чистый пляж» жители Санкт-Петербурга при поддержке властей проведут акцию по очистке пляжных территорий: 300 добровольцев соберут мусор в 6 общественных местах для купания.

Вместе с необходимостью обеспечивать население качественной водой перед государством стоит задача сохранения флоры и фауны, забота о биоресурсах. Существует тесная взаимосвязь между рыбохозяйственнной отраслью и экологическим состоянием водных ресурсов. Загрязнение водоемов ведет к снижению популяций, а иногда и исчезновению некоторых видов представителей водной фауны. Это, в свою очередь, наносит экономический и экологический ущерб России.

На данный момент действует ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 – 2014 годах», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 606.

Наиболее важные мероприятия, необходимые для сохранения и восстановления водных биоресурсов:
• Более активное использование института рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон, предусматривающих введение ограничений на хозяйственную деятельность на этих территориях;
• Проведение рекультивации утраченных нерестилищ ценных видов рыб; принятие мер к повышению степени очистки промышленных и хозяйственно-бытовых стоков;
• Эксплуатация водохранилищ в режиме, учитывающем интересы рыбного хозяйства;
• Разработка комплекса мер по снижению нефтяных загрязнений;
•Качественное прогнозирование и своевременная компенсация результатов отрицательного антропогенного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания.

Помимо общих природоохранных вопросов, актуальных на всей территории страны, существует ряд регионов и отдельных водных объектов, требующих индивидуального похода и выработки мер по их экологической защите. Одной из таких «особенных» территорий является Арктика.

В Арктической зоне РФ в последнее время ведется активная хозяйственная деятельность, осуществляется нефте-, и газодобыча на шельфе, растут транспортные потоки. Все эти факторы антропогенного влияния несут за собой, помимо экономической прибыли, серьезную угрозу экологии региона. Также стоит отметить, что, помимо опасности от текущей хозяйственной деятельности, на территории Арктики существует проблема накопленного экологического ущерба. В связи с этим в настоящий момент осуществляется комплекс природоохранных мер.

20 февраля 2013 года Президент РФ утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Также в настоящее время ведется работа по разработке проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

На ликвидацию экологически опасных веществ и материалов в Арктике в 2012-2014 гг. из федерального бюджета выделяется 2,3 млрд рублей. Министерство природных ресурсов и экологии РФ с 2011 года приступило к реализации нескольких проектов по очистке Арктической зоны, включая территории острова Врангеля, пгт Амдерма (Ненецкий автономный округ), Земли Франца-Иосифа. Выполнение работ планируется в 2011 – 2013 гг. с целью снижения ущерба окружающей среде Арктической зоны Российской Федерации, причиненного прошлой хозяйственной и иной деятельностью.

В конце июля 2012 года стартовала экспедиция Русского географического общества по очистке архипелага Земля Франца-Иосифа, в ходе которой территория острова Земля Александры была полностью очищена от 47,5 тыс. стальных бочек, 1,7 тыс. тонн горюче-смазочных материалов, 4,1 тыс. тонн металлического лома и 4,8 тыс. тонн прочих твердых отходов.

Необходимо также отметить кризисное состояние экосистемы Волжского бассейна, связанное, в первую очередь, с созданием Волжско-Камского каскада ГЭС, загрязнением вод Волги и ее притоков. Решение данных проблем затруднено в связи с прекращением в 2004 году реализации ФЦП «Возрождение Волги».

Не менее важным объектом природоохранной деятельности является озеро Байкал. Байкал – уникальный природный объект национального значения, международно признанная часть мирового наследия. В принятом в мае 1999 г. федеральном Законе «Об охране озера Байкал» предусмотрен правовой механизм, позволяющий согласовать интересы мирового сообщества, России и ее регионов в деле охраны и рационального использования природного потенциала озера. Однако принятые позже некоторые природоохранное законы вступили между собой в противоречие и не решают полностью возложенные на них задачи. Например, с неутвержденными границами остались водоохранная и рыбоохранная зоны, неурегулированными остались вопросы жизнедеятельности населения в особо охраняемых природных территориях и подобное.

В декабре 2012 года в ГД ФС РФ Правительством внесен законопроект, который призван устранить сложившиеся противоречия. 20 февраля 2013 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу Байкальской природной территории, который направлен на гармонизацию принятого в 1999 году закона «Об охране озера Байкал». Идет подготовка ко второму чтению.

Важными являются перспективы государственно-частного партнерства для сохранения озера Байкал. Они включают в себя оптимизацию федерального законодательства о Байкале, а также поддержку новых научно-исследовательских проектов. К долгосрочным перспективам ГЧП относится в целом сохранение экосистемы озера Байкал, а также замена запретительной политики на политику вовлечения ресурсов региона в производственный оборот.

В апреле 2012 г. по инициативе депутата Государственной Думы РФ М.В. Слипенчука образована Межфракционная депутатская группа «Байкал», которая объединяет депутатов всех фракций Госдумы от Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Цель ее создания – совершенствование правовой базы по реализации федеральных и региональных законодательных актов по вопросам защиты озера Байкал, улучшению социально-экономических и экологических условий жизни в Байкальском регионе.

Наряду с озером Байкал существует и ряд других водных объектов, которые также нуждаются в комплексе природоохранных мероприятий. Для Северо-Западного региона важной задачей является защита и восстановление Ладожского озера. Данный объект является крупнейшим водоемом Европы и десятым в мире по запасу пресной воды. Хозяйственная деятельность в бассейне озера и поступление сточных вод как непосредственно в озеро, так и в его притоки приводят к ухудшению качества вод, хотя и локализовано в заливах.

В среднем ежегодный объем сброса загрязненных сточных вод в бассейн Ладожского озера составляет порядка 12-13%. При этом 86% от общего объема составляет сброс нормативно очищенных вод предприятиями гидро- и теплоэнергетических отраслей.

Несмотря на то, что в 2011 году по всей акватории озера качество воды соответствовало I и II классам, Ладожское озеро требует особой защиты. Так, аэровизуальное обследование побережья озера выявило 1379 построенных и строящихся объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных в двухсотметровой водоохраной зоне озера, каждый из них может являться потенциальным источником загрязнения акватории отходами и хозяйственно-бытовыми стоками. Таким образом, представляется целесообразно уделить внимание защите Ладожского озера и присвоить ему особой природоохранный статус, который имеет в настоящее время озеро Байкал.

В последнее время много внимания также уделяется вопросам экологии Балтийского моря в целом и Финского залива в частности. В текущем году создан Международный проект «2014 – год Финского залива в России, Финляндии и Эстонии». Поскольку Финский залив является одним из основных источников водных ресурсов для Санкт-Петербурга и при этом несет на себе серьезную транспортную и промышленную нагрузку, необходим комплекс мер по его экологической защите.

В связи с этим, инициатива проведения 2014 года - Годом Финского залива активно поддерживается Проектом «Санкт-Петербург – морская столица России». Проект предлагает открыть Год Финского залива масштабным конгрессно-выставочным мероприятием «Экология». На мероприятии предлагается выработать решения по обеспечению экологической безопасности Финского залива и других подобных водных объектов, а в рамках его выставочной части представить передовые технологии, решения и услуги по предотвращению экологического ущерба, которые помогут защитить водные ресурсы. Форум «Экология» раскроет основные вопросы трехстороннего меморандума и поможет укреплению международных отношений России, Финляндии и Эстонии.

В целом необходимо отметить, что основными направлениями деятельности по решению институциональных проблем в области зашиты водных ресурсов и смежных отраслей, является организация взаимодействия между органами власти, общественностью, коммерческими компаниями и научными сообществами. В настоящее время Проект «Санкт-Петербург – морская столица России» активно работает над решением данных проблем.

Участники IV Международного форума «Экология» обращаются к Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Секретарю Генерального совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Руководителю Фракции Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ГД ФС РФ, руководителю направления «Экология» Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» с просьбой поддержать следующие инициативы:

1. Государственная политика в сфере экологической защиты водных ресурсов
1.1. Комплексные меры по совершенствованию законодательства
1.1.1. Правительству РФ в дополнении к «Водной стратегии РФ на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р, разработать «Доктрину водной безопасности России» с целью регламентации природоохранной деятельности в отношении водных ресурсов.
1.1.2. Правительству РФ упростить условия предоставления субъектам РФ с дефицитными бюджетами федеральных субсидий, направленных на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения.
1.1.3. Министерству природных ресурсов и экологии РФ рассмотреть возможность создания в России комплексной системы апробации водоохранных технологий и оборудования.
1.1.4. Правительству РФ рассмотреть возможность внесения дополнения в Водный Кодекс РФ в части установления штрафной платы за забор (изъятие) водных ресурсов без разрешительных документов.
1.1.5. Правительству РФ рассмотреть возможность внесения дополнения в Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844, в части внесения изменений в условия водопользования в принятых исполнительными органами государственной власти решениях о предоставлении водного объекта в пользование

1.2. Совершенствование системы государственного мониторинга в сфере водных ресурсов 1.2.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ, принять меры по развитию на своих территориях мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей водных объектов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений.
1.2.1.1. Министерству природных ресурсов и экологии РФ разработать и утвердить методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления вышеуказанного мониторинга.
1.2.2. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и органам исполнительной власти субъектов РФ, в рамках своих полномочий, активизировать работу по расчету размеров ущерба за вред, причиненный водным объектам, предъявлению претензий и исков по взысканию ущерба, а также взять под контроль взыскание сумм ущербов и проведение работ, направленных на восстановление водных объектов.
1.2.3. Администрациям муниципальных образования субъектов РФ совместно с территориальными органами Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды активизировать работу по постановке водных объектов, расположенных на подведомственной территории, в целях регистрации их статуса, на учет в Государственный водный реестр.
1.2.4. Органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в рамках своих полномочий, активизировать работу по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и размещению на местности специальных информационных знаков по их обозначению.

1.3. Модернизация существующей системы государственных стандартов и нормирования качества воды
1.3.1. Правительству РФ рассмотреть возможность ужесточения требований по содержанию нефтепродуктов в сточных ливневых водах с учетом технических возможностей обеспечения очистки ливневых стоков.
1.3.2. Правительству РФ рассмотреть возможность увеличения действующих нормативов ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения в части содержания растворенных в воде минеральных веществ.

2. Нормативное регулирование в сфере использования водных ресурсов в бытовых целях и системе жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Государственной Думе ФС РФ рассмотреть возможность исключения из Федерального закона РФ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормирования абонентов централизованных систем водоотведения как водопользователей.
2.2. Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части отмены распространения положений ст. 27 на абонентов централизованных систем водоотведения, если организацией, осуществляющей очистку сточных вод централизованной системы водоотведения, сточные воды очищаются до установленных данной организацией нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
2.3. Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ рассмотреть возможность принятия комплекса мер по совершенствованию системы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в области жилищно-коммунального хозяйства и проектов в данной сфере:
2.3.1. Инициатором и координатором проекта должны выступать региональные власти, в том числе и руководитель региона;
2.3.2. Регион должен иметь подготовленную законодательную базу и сформированные рабочие органы для проведения проектов ГЧП;
2.3.3. При постановке технического задания по инвестиционному консультированию регионы должны предусмотреть возможность использования результатов отчетов консультантов даже в случае не осуществления проекта ГЧП;
2.3.4. Рекомендуется в качестве наиболее оптимального варианта заключение государственного контракта на инвестиционное консультирование между регионом и Центром ГЧП Внешэкономбанка;
2.3.5. Крайне важной является конструктивная работа с министерством финансов или аналогичным органом в составе Правительства субъекта РФ, в первую очередь, по вопросу региональных гарантий;
2.3.6. В случае участия нескольких муниципальных образований необходимо создать постоянно действующее межмуниципальное совещание по проекту ГЧП;
2.3.7. При работе над проектом и для определения сроков работы по формированию проекта необходимо уделить особое внимание налаживанию коммуникаций с муниципальными образованиями и обслуживающими организациями;
2.3.8. Регионы должны проводить предварительную работу по подготовке проектов ГЧП, связанную в первую очередь с формированием градостроительных планов, регистрацией прав собственности на объекты, подлежащие реконструкции и выделению, регистрации земельных участков под реконструируемые объекты и новое строительство;
2.3.9. Для расширения круга возможных инвесторов не желательно фиксировать технологии, используемые в проекте;
2.3.10. Контролировать масштабы проекта ГЧП, особенно по количеству участвующих муниципальных образований.

3. Снижение негативного влияния транспортной деятельности на экологическое состояние водных ресурсов и прибрежных территорий
3.1. Государственной Думе ФС РФ ускорить разработку и принятие закона «Об обязательном экологическом страховании», в котором предусмотреть раздел об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев за причинение ущерба окружающей среде.
3.2. Правительству РФ выработать комплексные меры по регламентации морской деятельности с точки зрения экологической безопасности и защиты водных ресурсов: 3.2.1. В целях совершенствования системы государственного контроля и обеспечения возможности принятия своевременных мер по защите водных ресурсов ратифицировать Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; 3.2.2. В целях реализации комплексного государственного экологического контроля и предотвращению ущерба водным ресурсам рассмотреть возможность присоединения к Протоколу по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
3.2.3. Разработать единую схему утилизации мусора, нефтесодержащих и сточных вод с судов;
3.2.4. Запланировать бюджетное финансирование строительства приемных и очистных сооружений в морских портах Российской Федерации.
3.3. Правительству РФ сформировать единую межведомственную систему экологического мониторинга акваторий морских портов России для оценки накопленного экологического ущерба, создать на ее основе единый информационный центр и определить единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию данных работ.
3.4. В целях обеспечения ликвидации накопленного экологического ущерба в виде затонувших судов Правительству РФ дополнить реализуемую в настоящее время Федеральную целевую программу «Мировой океан» подпрограммой «Экологическая реабилитация припортовых морских акваторий России». В рамках подпрограммы предусмотреть мероприятия по очистке акваторий крупных морских портов городов Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Магадан и других.
3.5. Министерству транспорта РФ проработать вопрос по внесению изменений в Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в части продления сроков ограничений по подпункту в) пункта 108 относительно судов, используемых на внутреннем водном транспорте, до 1 января 2018 года.

4. Предотвращение ущерба и ликвидация негативных последствий от промышленной деятельности
4.1. Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее - Правила):
4.1.1. В подпункте «а» пункта 6 Правил слова «объем допустимого» заменить словами «фактический объем»;
4.1.2. В пункте 7 установить предельный срок, в течение которого может быть произведен перерасчет платы за пользование водными объектами
4.1.3. Предусмотреть Правилами возможность установления для водопользователей 10% отклонения от установленного лимита, в рамках которого не применяются штрафные санкции».

5. Обеспечение экологической безопасности при добыче и транспортировки нефти
5.1. Правительству РФ рассмотреть возможность ускорения принятия Постановления «О предупреждении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и их ликвидации на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
5.2. Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработать требования по выбору способов и технологий ликвидации аварийных разливов нефти для каждого из уровней, предусмотренных в «Основных требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613.
5.3. Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработать методику прогнозирования распространения аварийных нефтеразливов и выявления последствий для окружающей среды.

6. Разработка мер по обеспечению экологической безопасности в Балтийском море
6.1. Правительству РФ принять меры по развитию трансграничного сотрудничества со странами, имеющими выход к Балтийскому морю, по вопросам экологического мониторинга и ликвидации негативных последствий от бытовой, промышленной и транспортной деятельности.
6.2. Правительствам Санкт-Петербурга и Ленинградской области содействовать в реализации инициатив по ликвидации химического фосфора из сточных вод Санкт-Петербурга и Ленинградской области с целью снижения популяции сине-зеленых водорослей в открытой воде Финского залива.

7. Улучшение экологической обстановки и реабилитация озера Байкал
7.1. Государственной Думе ФС РФ и другим заинтересованным сторонам внести предложения по подготовке проекта федерального закона № 175151-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории», принятого в первом чтении Государственной Думой ФС РФ 20 февраля 2013 года.
7.2. Министерству природных ресурсов и экологии РФ, субъектам РФ, чьи территории прилегают к озеру Байкал, а также Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы ФС РФ запланировать регулярное проведение форума «Байкальский диалог» как дискуссионной площадки для выработки и подготовки предложений, направленных на сохранение озера Байкал, социально-экономическое развитие Байкальского региона.
7.3. Правительству РФ проработать вопросы газификации Байкальского региона, а также перепрофилирования Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
7.4. Правительству РФ рассмотреть возможность перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в земли других категорий при создании туристско-рекреационных особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории, и обеспечения экологической безопасности, а также разрешения проведения сплошных рубок при создании объектов инфраструктуры для жизнеобеспечения населения, проживающего на данной территории.
7.5. Правительству РФ определить конкретные полномочия органов исполнительной власти Республики Бурятия и Иркутской области в части осуществления государственного экологического надзора по охране озера Байкал.
7.6. Правительству РФ рассмотреть возможность наделения полномочиями по надзору за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов органы исполнительной власти субъектов РФ.
7.7. Правительству РФ рассмотреть возможность организации единого органа экологического контроля на Байкальской природной территории.
7.8. Правительству РФ уделить особое внимание международному сотрудничеству по охране трансграничных водных объектов, в частности, реки Селенга.

8. Совершенствование мер по обеспечению экологической безопасности Ладожского озера.
8.1. Правительству РФ рассмотреть возможность разработки закона об охране Ладожского озера, включив в него положение о придании Ладожскому озеру статуса особо охраняемой природной территории.
8.2. Министерству природных ресурсов и экологии РФ при участии органов исполнительной власти субъектов Северо-Западного федерального округа, расположенным на водосборной территории бассейна Ладожского озера, разработать программу, направленную на снижение загрязнения воды в р. Нева.
8.3. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования усилить контроль за сбросом сточных вод промышленных предприятий и коммунальных бытовых стоков в Ладожское озеро.
8.4. Надзорным органам Ленинградской области обязать хозяйствующие субъекты, использующие водные объекты, которые расположены на водосборной территории бассейна Ладожского озера, в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, разработать меры по защите водных ресурсов от негативного влияния хозяйственной деятельности.

9. Обеспечение экологической безопасности Финского залива
9.1. Правительству РФ включить в перечень официальных мероприятий в рамках Года Финского залива V Международный форум «Экология» Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России»;
9.2. Министерству природных ресурсов и экологии РФ оказать содействие Проекту «Санкт-Петербург – морская столица России» в подготовке деловой программы V Международного форума «Экология» и информационную поддержку мероприятия, а также принять участие в деловой и выставочной программе мероприятия на уровне высшего руководства Министерства и федеральных агентств и служб в составе Министерства и подведомственных организаций.

10. Реабилитация Чограйского водохранилища
10.1. Правительству РФ рассмотреть возможность проведения реабилитации Чограйского водохранилища (территория Ставропольского края и Республики Калмыкия) путем проведения одного из следующих вариантов технических мероприятий:
10.1.1. Реконструкция Левокумского гидроузла с целью разделения кумской и терской воды;
10.1.2. Пропуск кубанской воды по руслу реки Калаус, с поворотом ее в Чограйское водохранилище;
10.1.3. Строительство отсечной дамбы в хвостовой части водохранилища с целью отсечь мелководье и сток сильноминерализованных вод рек Рагули и Голубь;
10.1.4. Изменение трассы сбросового коллектора Арзгирской оросительной системы, отводящего сильноминерализованные дренажные воды, минерализация которых составляет 15 г/л;
10.1.5. Перенос точки водоподачи из Кумо-Манычского канала в верховье Чограйского водохранилища для улучшения водообмена.

11. Совершенствование системы общественного экологического контроля и повышение экологической культуры граждан
11.1. Федеральному Собранию РФ инициировать разработку федерального закона «Об общественном экологическом контроле» согласно предложенной Общественной палатой РФ концепции законопроекта, а также соответствующих изменений и дополнений к законам «Об экологической экспертизе», «О референдумах», «О формировании экологической культуры населения».
11.2. Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ ускорить присоединение Российской Федерации к конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
11.3. Министерству образования и науки РФ совместно с общественными экологическими организациями разработать «Концепцию формирования экологической культуры учащихся».
11.4. Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Генеральной прокуратуре РФ, Министерству внутренних дел РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и принять регламенты по взаимодействию сотрудников с лицами, осуществляющими общественный экологический контроль.

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02