Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
V Международный форум
«Морской туризм»
Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица России»
4-5 июля 2013 г.
г. Санкт-Петербург

 

4-5 июля 2013 года в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» состоялся V Международный форум «Морской туризм».

19 марта 2013 года Председатель Правительства Д.А. Медведева поручил Министерству транспорта РФ и Министерству культуры РФ в срок до 15 сентября 2013 года разработать программу развития круизного и яхтенного туризма на внутренних водных путях РФ. В соответствии с этим, основной акцент в программе Форума был сделан на обсуждении вопросов инвестиционной привлекательности отрасли, развития инфраструктуры, строительства и модернизации пассажирского флота, повышения качества услуг в водном туризме, а также формирования бренда водного туризма.

В Форуме приняли участие 300 делегатов из 40 регионов России и 10 иностранных государств. Мероприятие прошло при поддержке и участии Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ, профильных министерств и ведомств.

Приветственные письма участникам Форума направили Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин, Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов. Руководитель Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и организации парламентской деятельности В.А. Тюльпанов подвел итоги пятилетней работы направления «Морской туризм» Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России».

С докладами в деловой программе Форума выступили представители исполнительных органов власти: руководитель Федерального агентства по туризму А.В. Радьков, начальник Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта П.М. Ермолаев, начальник управления ГИМС МЧС России В.В. Серегин, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Н.В. Жихарева и др. Важные темы были затронуты в выступлениях Президента Союза «Национальная палата судоходства» А.Ю. Клявина, командора «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» В.А. Любомирова, председателя Совета директоров ОАО «СК «Волжское пароходство» Р.Д. Багаутдинова, советника Президента Всероссийской федерации парусного спорта В.А. Евсеева и др.

На пленарном заседании, ознаменовавшем открытие Форума, руководитель Федерального агентства по туризму А.В. Радьков заявил о том, что «потенциал России как круизной державы на международном рынке огромен как в европейской, так и в азиатской части страны». Однако в то же время статистические данные за 2012 год говорят о падении спроса на туристические перевозки водным транспортом. Снижение покупательского спроса на круизы произошло по многим причинам, в том числе, и в связи с произошедшими авариями на речных судах. Практически для всех регионов России характерен ряд факторов, сдерживающих развитие водного туризма, среди которых: неблагоприятное состояние береговой инфраструктуры, нехватка яхтенных портов, баз-стоянок маломерного флота и сезонных стоянок, изношенность большинства судов, наличие участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен, рост цен на топливо и т.д. При этом расходы судоходных компаний от предоставления услуг по перевозке пассажиров зачастую превышают их доходы.

С принятием в 2011 году Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» открылись новые возможности и для развития водного туризма. Мероприятия программы финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации с привлечением средств внебюджетных источников.

Сегодня в ФЦП с проектами, связанными с водным туризмом, вошли такие регионы, как Рязанская, Ивановская, Нижегородская области; вне программы активно реализуются проекты в Калужской, Московской, Костромской, Амурской, Ростовской областях, в Краснодарском крае, в Республике Карелия и т.д.

На сегодняшний день очень перспективным направлением является яхтенный туризм, и сейчас необходимо многое сделать для того, чтобы он приносил реальные доходы в бюджеты субъектов РФ. Тем более, что он востребован как российскими, так и иностранными туристами. Однако для того, чтобы яхтинг развивался в России не только как спорт, но и как полноценная коммерческая отрасль, необходимо создать условия для развития яхтенного чартера – разрешить коммерческое использование маломерного судна, которое сейчас практически невозможно. Участники рынка сходятся во мнении, что только эта мера позволит дать толчок развитию яхтенного туризма в России.

По мнению Радькова, для дальнейшего успешного развития круизного и яхтенного туризма необходимо выработать последовательную и согласованную политику всех ведомств, участвующих в регулировании этих видов деятельности. Необходима разработка единой комплексной государственной программы по развитию пассажирского круизного флота, судоходных путей и береговой инфраструктуры, где должен быть прописан четкий механизм инвестирования в отрасль. Для организации и развития круизного и яхтенного туризма на внутренних водных путях Российской Федерации, в первую очередь, необходима государственная поддержка через строительство и дотационную эксплуатацию городских причалов, стимулирующая предпринимателей и частных инвесторов развивать указанное направление.

Президент Союза «Национальная палата судоходства» А.Ю. Клявин также сделал акцент в своем выступлении на том, насколько важно сегодня на государственном уровне начать оказывать поддержку судовладельцам в части обновления флота. По его мнению, именно в данной сфере из-за длительных сроков окупаемости наиболее оптимальным было бы развитие государственно-частного партнерства, что позволит реализовать государству свои социальные функции.

На данный момент в РФ зарегистрировано около 1500 пассажирских судов, из которых 144 круизных со средним возрастом примерно 45 лет. Из сложившейся ситуации может быть несколько выходов. Бизнес в качестве одного из них видит введение судового утилизационного гранта, когда судовладельцу, сдавшему старое пассажирское судно в утиль, будет выделяться грант равный 10% от стоимости нового судна при условии строительства его на отечественных верфях. Эта мера поможет повысить безопасность судоходства за счет стимуляции утилизации старых судов, а не перепродажи их за минимальные деньги, и обновления флота.

Теме безопасности судоходства на Форуме было уделено особое внимание. Сегодня уже реализованы ряд мер для усиления контроля и надзора за деятельностью на воде: введен государственный портовый контроль, система управления безопасностью на судах стала обязательной, законодательно установлена обязательность регистрации договоров аренды (фрахтования) судов без экипажа.

Начальник Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта П.М. Ермолаев обратил внимание на то, что зачастую основной причиной аварийных случаев на водном транспорте является человеческий фактор. Он отметил важность повышения квалификации членов экипажей судов, а также необходимость значительно увеличить штрафные санкции за нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров на водном транспорте.

Традиционно большой интерес вызвала тема регулирования визового законодательства. Заместитель представителя Министерства иностранных дел РФ в Санкт-Петербурге С.И. Чернышев заявил о том, что МИД РФ поддерживает инициативы Министерства культуры РФ по введению безвизового въезда на территорию России до 72 часов иностранных граждан, пребывающих транзитом в туристических целях авиатранспортом в Москве и Санкт-Петербург, а также идею предоставления безвизового въезда и пребывания на территории РФ до 10 суток иностранных граждан – участников мероприятий, проводимых в соответствии с актами Президента РФ или Правительства РФ.

Также среди важнейших условий развития водного туризма были отмечены: совершенствование графика движения пассажирских судов и продолжительности стоянок; обеспечение внутренних водных путей современными навигационно-картографическими системами; развитие объектов инфраструктуры причальных территорий (строительство кафе, сувенирных салонов, озеленение и прочее); выработка мер по улучшению экологической обстановки в портовых городах; организация туров выходного дня и разработка новых туристских маршрутов с использованием малых судов; содействие развитию яхтенного туризма и организация яхтенных фестивалей, как одного из видов событийного туризма; проведение рекламно-информационных туров для российских и зарубежных туроператоров по круизному и яхтенному туризму и др.

Кроме того, многие участники Форума считают крайне важным развивать не только круизный и маломерный яхтенный флот, но и маршрутную сеть пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в целом, в том числе, с использованием новых типов паромных, пассажирских и скоростных пассажирских судов (судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке). Также необходимы доступные по стоимости и комфортные прогулочные суда для организации коротких водных экскурсий.

Участники V Международного форума «Морской туризм» просят Координатора Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» и Председателя Бюро Высшего Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обратиться к Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. Комплексное развитие водного туризма в России

1.1. В целях координации действий ведомств, участвующих в выработке государственной политики по отраслям, влияющим на водный туризм (пассажирский флот, водная и береговая инфраструктура, пограничные пункты пропуска и т.д.) обратиться к Правительству РФ с предложением:
1.1.1. Выработать последовательную и согласованную политику всех заинтересованных ведомств для разработки единой комплексной государственной программы по развитию пассажирского, паромного, круизного флота, судоходных путей и береговой инфраструктуры, где должен быть прописан четкий механизм инвестирования в отрасль.
1.1.2. Заинтересованным в развитии въездного туризма федеральным министерствам и ведомствам создать рабочую группу из представителей городов (муниципалитетов) со схожими природными условиями для развития различных видов водного туризма, для выработки и реализации единой политики в области целевого, рационального и эффективного использования привлекаемых регионами ресурсов в сфере водного туризма и формирования комплексного тематического туристического продукта.
1.1.3. Создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон – государственных органов и служб федерального и регионального уровня, отвечающих за туристическую политику, туроператоров, инвесторов – для продвижения России и Санкт-Петербурга как туристических брендов через совместное участие в туристических выставках, конференциях, форумах, а также по разработке и продвижению на российском и международном туристских рынках системы межрегиональных туристских маршрутов, охватывающих основные водные объекты России».
1.1.4. В целях совершенствования нормативного регулирования деятельности по развитию водного туризма определить в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятие «водный туризм».

1.2. В целях увеличения популярности и продвижения на территории России и за рубежом водного туризма:
1.2.1. Федеральному агентству по туризму и профильным ведомствам Правительств и Администраций заинтересованных субъектов РФ рассмотреть целесообразность в рамках решения задачи по брендированию водных туристских маршрутов разработать и начать продвижение территориальных брендов водных туристских ресурсов и маршрутов.

1.3. В целях совершенствования визового законодательства:
1.3.1. Министерству иностранных дел РФ продолжить и активизировать работу на всех уровнях по скорейшей отмене визовых ограничений для граждан России, пребывающих в порты Европейского союза из портов РФ.
1.3.2. В части развития международного и внутреннего морского круизного туризма Правительству РФ утвердить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 25п Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающий возможность для иностранных граждан, находящихся в качестве пассажиров и членов экипажа на борту спортивных парусных и прогулочных судов, прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные (озерные) пункты пропуска (включая пассажирские порты Архангельской области) через государственную границу Российской Федерации, находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность распространения безвизового режима въезда в Россию и пребывания в России на иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся транзитными пассажирами морских судоходных линий, прибывающих в Россию авиационным сообщением.

1.4. В целях развития въездного туризма:
1.4.1. Правительству Санкт-Петербурга поддержать инициативу Администраций Кюменлааксо (Финляндия), уезда Лане-Вирумаа (Эстония) и Кронштадского района Санкт-Петербурга (Россия) по организации паромной туристической круизной линии Котка-Кунда-Кронштадт.
1.4.2. Федеральному агентству по туризму в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 гг)» рассмотреть возможность определить сроки и начать финансирование разработки международной туристско-рекреационной зоны «Серебряное кольцо Балтики» в части, касающейся России, предусмотрев участие в составе зоны в том числе Калининградской области.
1.4.3. Федеральному агентству по туризму дополнить перечень объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров, на строительство которых направляются средства федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», следующим мероприятием: «Строительство причалов, марин, зеленых стоянок и других объектов береговой инфраструктуры, используемых для нужд круизного и яхтенного туризма».

1.5. В целях повышения эффективности регулирования отрасли яхтенного туризма и ускорения развития яхтинга в Российской Федерации Государственной Думе ФС РФ, Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству по туризму:
1.5.1. Рассмотреть возможность создания постоянно действующей межведомственной комиссии для решения комплекса вопросов, касающихся регулирования и развития яхтенного туризма в России с точки зрения инфраструктуры (оборудование шлюзов местами ожидания для маломерных судов, организация муниципальных причалов; маркировка фарватеров для безопасного хождения маломерных судов; доработка системы специальных знаков и указателей для маломерных судов; специальная картография и навигация для маломерных судов; система информирования о глубинах, доступная для маломерных судов, и т.д.), туристического потенциала (разработка туристических маршрутов и дестинаций для путешествующих на маломерных судах; интеграция яхтенных маршрутов в стандартный турпродукт; создание туристических брендов яхтенного туризма и т.д.), разработки отраслевых стандартов (разработка отраслевых стандартов и технических регламентов в сфере строительства, обслуживания и эксплуатации марин и в сфере производства и торговли маломерными судами и оборудованием; информирование об актуальных изменениях в области отраслевой стандартизации и т.д.) и сбор и консолидации информации об этом виде отдыха (сбор и анализ экономической статистической информации о яхтинге в России; создание информационного портала в сети Интернет, осуществляющего координирующую функцию; организация рабочих площадок, форумов, круглых столов и прочих отраслевых мероприятий и т.д.) Это позволит централизовать разрозненные инициативы бизнеса и общественных объединений данной отрасли и активизировать развитие яхтенного туризма в России.

1.6. Министерству экономического развития РФ рассмотреть возможность включения в программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей в сфере развития инфраструктуры речного судоходства и водного туризма.

2. Развитие пассажирского, круизного, паромного и маломерного флота

2.1. В целях обновления российского пассажирского речного флота (в т.ч. круизного, скоростного, паромного и маломерного яхтенного) обратиться с предложением к:
2.1.1. Правительству РФ рассмотреть возможность разработки:
2.1.1.1. Программы развития пассажирского речного флота и инфраструктуры, как для магистральных, так и для боковых рек, предусмотрев в ней необходимые механизмы его финансовой поддержки, в том числе по осуществлению лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими специализированными компаниями, и субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение указанного флота, в том числе компаниями малого и среднего бизнеса, а также индивидуальными предпринимателями. В случае разработки единой комплексной программы по развитию пассажирского флота, судоходных путей и береговой инфраструктуры, учесть разработанную Правительством Ленинградской области концепцию размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Ленинградской области до 2020 года (Постановление Правительства Ленинградской области от 27 января 2012 г. №22);
2.1.1.2. Программы развития круизных линий на базе созданной для пассажирских судов инфраструктуры.
2.1.2. Правительству РФ рассмотреть возможность финансовой государственной поддержки для пассажирских компаний внутреннего водного транспорта в форме государственного лизинга пассажирских судов;
2.1.2.1. Министерству промышленности и торговли РФ предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» софинансирование строительства экспериментального судна «Золотое кольцо».
2.1.4. Министерству экономического развития РФ и Евразийской экономической комиссии рассмотреть возможность отмены или уменьшения таможенных пошлин на ввоз маломерных яхтенных и круизных судов, а также на ввоз оборудования для маломерных яхтенных и круизных судов, не производимого в РФ.
2.1.5. Министерству промышленности и торговли РФ совместно с судовладельцами, занимающимися пассажирскими и туристическими перевозками, разработать за счет федеральных средств типовые проекты современных пассажирских речных судов (круизных, скоростных, паромных), в том числе приспособленных для осуществления навигации на реках северных регионов, на реке Амур, а также удовлетворяющих требованиям условий судоходства на реке Волхов»;
2.1.6. Министерству промышленности и торговли РФ рассмотреть возможность введения судового утилизационного гранта для судовладельцев, которые согласны утилизировать старые пассажирские круизные суда. Размер гранта предлагается установить в размере 10% от стоимости нового судна при заказе его на отечественных верфях.
2.1.7. Правительству РФ, Министерству промышленности и торговли РФ рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства РФ № 383, предусматривающего субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку гражданских судов на российских верфях, в части пролонгирования его действия. Кроме того, необходимо предусмотреть условия, гарантирующие судовладельцу сохранение льгот, предоставленных Постановлением, на весь период лизингового договора (не менее 15 лет).
2.1.8. Министерству транспорта РФ и Министерству финансов РФ рассмотреть возможность финансирования строительства круизных судов проекта PV 300 и PV 500 на предприятия ОАО «ОСК» для судоходных компаний РФ.

3. Модернизация и строительство водной и береговой инфраструктуры для водного туризма

3.1. В целях обеспечения внутренних водных путей и территориальных вод России необходимой туристской и сопутствующей инфраструктурой для принятия и обслуживания круизных, пассажирских и яхтенных маломерных судов:
3.1.1. Рекомендовать субъектам Российской Федерации, по территории которых проходят круизные туристские маршруты, включать проекты комплексного развития причальных территорий в укрупненные инвестиционные проекты, реализуемые или претендующими на реализацию в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
• Администрации Магаданской области рассмотреть возможность подготовки документов инвестиционного проекта «Строительство морского туристического клуба на побережье бухты Нагаево, город Магадан» для включения в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
• Правительству Тюменской области рассмотреть возможность подготовки документов для включения в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» круизных маршрутов Тюменской области, в том числе строительство причальных сооружений в городах и поселениях, имеющих историческое значение (Покровское, Тобольск, Абалак и др.), для подхода туристических судов.
3.1.2. Министерству транспорта РФ проработать вопрос размещения терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в районе г. Пионерский.
3.1.4. Правительству Москвы рассмотреть возможность организовать стоянку пассажирского флота в Кожуховском затоне, что поможет улучшить экологическую обстановку, решит вопрос транспортной антитеррористической безопасности, освободит городские причалы общего пользования, повысит безопасность судоходства и посадки пассажиров на городских причалах, а также их пропускную способность, а кроме того, организованная стоянка флота позволит упростить работу по контролю судов инспекторами Администрации речного бассейна.
3.1.5. Правительству Санкт-Петербурга ускорить работу по подготовке предложений по развитию инфраструктуры речного порта на проспекте Обуховской обороны.
3.1.6. Правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность организации городской гостевой стоянки для спортивных парусных и прогулочных судов под флагами иностранных государств и маломерных судов под российским флагом (гостей города) на участке в пределах водоохранной зоны водного объекта, расположенного на Петровском проспекте юго-западнее пересечения с р. Ждановкой, который освободится после переноса ГУП «Судоремонтно-судостроительный завод «Спецтранс». Использование земельных участков, расположенных в непосредственной близости к защищенному и доступному водному бассейну, представляется оправданным именно для целей водного туризма.
3.1.7. Правительству Пермского края рассмотреть возможность строительства причальных сооружений в городах, имеющих историческое значение: Соликамск, Усолье, Березники, Чермоз, Ильинский - для подхода туристических судов.
3.1.8. Рекомендовать субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации, на территориях которых существуют благоприятные условия для развития водного туризма, осуществлять разработку нормативно-правовых актов с целью поддержки малых и средних предприятий в сфере водного туризма в части: снижения ставки аренды земельных участков для установки причалов и обустройства зеленых стоянок; упрощения процедуры оформления водопользования; предоставления поручительств, возмещение процентных ставок по кредитным и лизинговым договорам.

3.2. Для увеличения пропускной способности внутренних водных путей России, расширения географической сети круизных маршрутов, обеспечения безопасности пассажирского, круизного и яхтенного судоходства обратиться с предложением к:
3.2.1. Министерству транспорта РФ разработать Федеральную целевую программу, в рамках которой субъекты РФ, в территориальных границах которых стоит остро вопрос проведения дноуглубительных работ, имели бы возможность проведения на реках местного значения дноуглубительные работы с целью дальнейшего перевода данных участков рек в разряд судоходных.
3.2.2. Субъектам РФ обеспечить поступление заявок в Министерство транспорта РФ на создание необходимых габаритов судовых ходов, а Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность финансирования за счет федеральных средств очистительных и дноуглубительных работ на внутренних водных путях, а именно:
• на реке Вятка, что даст возможность для развития ОАО «Сосновский судостроительный завод» и Кировской области в целом (возможность захода речного флота на ремонт, в течение всего навигационного периода; строительство, испытание и спуск судов с большим водоизмещением; открытие постоянной туристической пассажирской навигации; реализация пассажиро-грузового сообщения; развитие туристической инфраструктуры региона);
• в Куршском заливе и реках Калининградской области;
• на дополнительном судовом ходе к причалу в г.Оса Пермского края для создания необходимых габаритов.
• на Ладожских (Новоладожский. Староладожский) и Онежском каналах (достижение габаритов глубины - 195 см, ширины - 24 м), что даст возможность проводки судов без захода в Ладожское и Онежское озера;
• на Пчевских порогах и в нижнем бьефе Волховской ГЭС (увеличение гарантированной глубины фарватера до 2,4 м), что позволит обеспечить транзитное судоходство на реке Волхов при малых величинах расходов воды в реке в летне-осеннюю межень и использовать имеющиеся суда с большими габаритами судового хода»;
• на реке Трубеж, в связи с развитием транспортной и туристической инфраструктуры города Рязани соединяющей исторический центр города с рекой Ока;
• на реках Тура и Тобол на участке г.Тюмень-г.Тобольск для создания необходимых габаритов с целью развития туристического и судоремонтного кластеров на базе действующей ремонтно-эксплуатационной базы речного флота в п. Сумкино (Тобольский городской округ) и открытия постоянного пассажиро-грузового сообщения (вплоть до порта Сабетта).
• перевести участки рек Тура и Тобол (г. Тюмень - г. Тобольск) в категорию водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и со средствами навигационной обстановки.
• завершение промерочных работ на судовом ходу № 64, пересмотр установленного габарита судового хода № 64 в сторону увеличения и возвращение прежнего габарита по результатам промера фактических глубин, выставление освещаемой судовой навигационной обстановки на судовом ходу № 64 и проведение работ по расширению участка судового хода № 64 в непосредственной близости от причала порта Весьегонск.
3.3.3. Федеральному агентству морского и речного транспорта рассмотреть возможность включения в «Программу категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации»:
• по Федеральному бюджетному учреждению «Обское ГБУВПиС» участков боковых рек, по которым осуществляются пассажирские перевозки (р. Тым, р.Кеть, р. Чулым, р.Парабель);
• социально значимых для Республики Коми участков водных путей, а также увеличить финансирование дноуглубительных работ в территориальных границах Республики Коми за счет средств федерального бюджета.
3.3.4. Правительству РФ принять проект постановления «Об утверждении нормативов финансирования затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации» (проект разработан в целях реализации положений пункта 2 статьи 8 КВВТ) для определения нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений и обеспечения данных нормативов средствами федерального бюджета.

3.3. В целях увеличения количества въезжающих водным путем в Россию туристов за счет совершенствования процедуры пересечения границы РФ, а также за счет развития соответствующей инфраструктуры:
3.3.1. Правительству РФ рассмотреть возможность дать указание профильным ведомствам увеличить количество мест для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении спортивных парусных и прогулочных судов в морском порту Калининград, на Калининградском и Куршском заливах;
3.3.2. Правительству РФ дать указание профильным министерствам и ведомствам разработать комплекс мер для упрощения и сокращения по времени процедуры оформления пересечения государственной границы пассажирами круизных судов в морском порту Калининграда;
3.3.3. Правительству РФ поручить Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ рассмотреть вопрос возможности обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских портах Мурманск и Архангельск для организации государственного контроля спортивных парусных и прогулочных судов в соответствии с Правилами установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 482.

3.4. В целях регулировки нормативно-правовой базы в сфере водопользования, аренды причальных сооружений на ВВП РФ, а также прибрежных территорий для строительства причальной и яхтенной инфраструктуры:
3.4.1. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Федеральному агентству морского и речного транспорта обеспечить открытость проведения конкурсов на передачу в аренду причальных сооружений и в обязательном порядке информировать заинтересованные стороны (в том числе, круизные компании) о статусе причальных сооружений.
3.4.2. Федеральному агентству водных ресурсов рассмотреть возможность введения механизма реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования водными объектами; установления фиксированной цены задатка в сумме не менее 50 000 рублей.
3.4.3. Федеральному агентству водных ресурсов рассмотреть возможность упростить выдачу лицензий на водопользование, а также учитывать при проведении тендеров наличие у участников торгов договоров аренды на прибрежные смежные земельные участки в целях исключения недобросовестных лиц.
3.4.4. Правительству РФ дать указание всем профильным министерствам и ведомствам рассмотреть возможность сократить сроки получения экспертиз при оформлении разрешений на строительство яхтенной инфраструктуры.

4. Обеспечение безопасности, развитие и поддержка пассажирского, грузопассажирского паромного, круизного и маломерного судоходства

4.1. В целях комплексной поддержки российского пассажирского и круизного судоходства рекомендовать:
4.1.1. Правительству РФ разработать на государственном уровне комплекс эффективных мер по поддержке компаний, осуществляющих судозаходы в порты РФ, в том числе предусмотреть для паромных перевозчиков дополнительные скидки и дотации.
4.1.2. Правительству РФ рассмотреть возможность снижения или отмены акцизов на судовое топливо для российских судов, осуществляющих перевозки пассажиров во внутренних водах Российской Федерации.
4.1.3. Федеральной службе по тарифам рассмотреть возможность внесения изменений в приказ от 20.12.2007 № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и Правил их применения в морских портах Российской Федерации» в части введения специального льготного тарифа ставок портовых сборов в отношении пассажирских судов.

4.2. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере круизного и яхтенного судоходства:
4.2.1. Правительству РФ и Федеральной службе безопасности России рассмотреть вопрос о внесении поправки в Приказ Федеральной службы безопасности № 572 от 13 ноября 2012 года «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим» в пункт 14: «14. Срок предоставления государственной услуги: в части, касающейся выдачи пропусков иностранным гражданам (подданным), лицам без гражданства - не более 60 дней со дня регистрации заявлений (ходатайств)» в части сокращения срока предоставления государственной услуги - «не более 30 дней». Эти ограничения в формате не более 60 дней со дня регистрации заявления заставляют круизных и туристских операторов закрывать продажу туров за 2 месяца в связи с необходимостью предоставлении паспортных данных фактических пассажиров иностранного круизного судна, как раз во время пиковой активности продаж морских круизных маршрутов.
4.2.2. Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность доработки и упрощения временных руководств Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства по классификации и освидетельствованию маломерных судов в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза.
4.2.3. Создать систему регулирующих правил осуществления круизов под иностранным флагом на Дальнем Востоке, в частности, в океанических зонах опережающего развития.

4.3. В целях расширения маршрутов для круизного туризма и пассажирских перевозок по воде:
4.3.1. ФГУП «Росморпорт» рассмотреть возможность решения вопроса по ремонту и реконструкции пассажирских причалов №№ 11, 12 в морском порту Находка, Приморский край (причалы находятся в аварийном состоянии с 2000 года). Причалы являются федеральной собственностью и находятся в хозяйственном ведении Восточного филиала ФГУП «Росморпорт».Рекомендовать Администрации Приморского края рассмотреть возможность возобновления работы пассажирского терминала в бухте Находка и возобновления движения судов по морской пассажирской линии г.Владивосток – г.Находка.
4.3.2. Министерству иностранных дел РФ заключить соглашение о плавании российских и китайских судов в акватории, расположенной вокруг и прилегающей к району островов Тарабаров и Большой Уссурийский с возможностью упрощенного посещения туристами туристско-рекреационных зон, создаваемых в настоящее время на российской и китайской территориях.
4.3.3. Сформировать единый порядок согласования круизных маршрутов и обеспечить возможность организации высадки туристов в местах, не оборудованных для стоянки судов.
4.3.4. Правительству РФ признать круиз по Каспийскому морю одним из приоритетных для развития морского туризма в России и рассмотреть возможность включения Республики Калмыкия как единственного буддистского региона Прикаспийских государств в маршрут круиза «Казахстан – Азербайджан – Дагестан».

4.4. В целях обеспечения безопасности круизного, пассажирского и яхтенного судоходства:
4.4.1. Правительству Санкт-Петербурга, в соответствии с законом Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2012 № 741-126 «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге» рассмотреть необходимость проведения исследования по определению допустимого количества судов по типам и габаритным размерениям, одновременно работающих на малых реках и каналах в целях регулирования процесса перевозок туристов и определения нагрузки на экологию. При разработке графика разводки мостов на Неве необходимо учитывать скорость движения и продолжительность нахождения на акватории пассажирских судов с людьми для разграничения потоков грузовых и туристских судов между Дворцовым и Литейным мостами.
4.4.2. Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность увеличения административных штрафов за нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов.

4.5. В целях навигационно-гидрографической обеспеченности круизного, пассажирского и маломерного судоходства на ВВП РФ:
4.5.1. Министерству транспорта РФ ускорить работу по созданию Единого центра картографии, владеющего базами электронной картографии как водных путей России, так и сухопутных карт.
4.5.2. Министерству транспорта РФ создать прозрачные и равные условия покупки баз картографии как для российских, так и для иностранных компаний, а также рассмотреть возможность снижения стоимости баз электронной картографии для частных пользователей.
4.5.3. Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность государственной поддержки создания новых баз электронной картографии внутренних водных путей и морей России.
4.5.4. Правительству РФ рассмотреть возможность передать вопросы картографирования и реализации системы информирования, в том числе, установки знаков на воде, в ведение субъектов РФ.

4.6. В целях снижения себестоимость туристических услуг на маломерных судах Правительству РФ внести изменения в положение «О лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 490 от 13.08.06, в части оптимизации вводимых должностей по эксплуатации маломерных судов, а именно:
• исключить наличие должности ответственного за безопасную эксплуатацию флота у собственника, имеющего одно маломерное судно, вменив исполнение соответствующего функционала капитану судна;
• сократить состав команды маломерного судна, исключив одну из двух ставок должности моторист-рулевой, с предоставлением права собственнику ограничить штатное расписание команды маломерного судна тремя ставками.

5. Организация спасательной деятельности на воде

5.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере организации спасательной деятельности на воде:
5.1.1. Правительству РФ разработать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы деятельности, материально-технического обеспечения безопасности на водных объектах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации для того, чтобы установить и узаконить единые требования в вопросах подготовки и организации ликвидации ЧС на водных объектах.

5.2. В целях повышения безопасности на водных объектах Санкт-Петербурга:
5.2.1.Правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность оснащения пляжей и береговой черты комплексной системой безопасности в целях снижения рисков гибели людей на водных объектах.
5.2.2.Правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность модернизации существующей береговой инфраструктуры спасательных станций, а также строительство новых спасательных станций, в том числе, с привлечением инвесторов. Примером может служить Государственное казенное учреждение города Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах», спасательные станции которой входят в состав спортивно-оздоровительных комплексов. Эти станции оборудованы всем необходимым: учебными классами, эллингами, гаражами, пирсами для плавсредств и т.д. При разработке проектов реконструкции можно взять за основу спасательные станции Северо-западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России и Аварийно-спасательной службы Ленинградской области.

6. Подготовка кадров для управления круизными, пассажирскими и маломерными судами

6.1. В целях совершенствования подготовки кадров для управления маломерными судами:
6.1.1. Министерству транспорта РФ рассмотреть целесообразность внесения изменений в программу подготовки судоводителей в зависимости от категории судна (для судов длиной до 6 м, от 6 до 12 м и свыше 12 м), ввести дополнительные разделы по электромеханической установке и техническим средствам кораблевождения и т.п.
6.1.2. Министерству транспорта РФ разработать правила аккредитации частных школ на подготовку рулевых, шкиперов парусных и моторных яхт.
6.1.3. Правительству РФ рассмотреть возможность присоединения к Резолюции №40 ЕЭС ООН «Международные сертификаты для управления прогулочными судами». Присоединение к Резолюции ООН, которую приняли большинство стран, членов Европейской экономической комиссии, куда входит и Россия, позволит принимать международные сертификаты судоводителей прогулочных судов, приходящих в Россию, и выдавать международные сертификаты российским гражданам для плавания за рубежом.
6.1.4. Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность передачи права подготовки, тестирования и выдачи документов на право управления прогулочными судами, включая чартерные суда без команды, для плавания в России и отправляющиеся в заграничное плавание, специализированным школам, работающим под контролем органов, уполномоченным Правительством РФ, и общественными объединениями яхтсменов.
6.1.5. Министерству транспорта РФ рассмотреть необходимость обязательного оснащения учебных классов школ и курсов по подготовке судоводителей маломерных судов современными тренажерами и необходимыми маломерными судами для отработки практических навыков обучаемых.
6.1.6. Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность включения в типовые учебные программы по подготовке судоводителей вопросы, относящиеся к управлению парусными судами.

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02