Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
VI Международная конференция
«Кадровая политика»

Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица
России»

21-22 ноября 2013 г.
г. Санкт-Петербург

21-22 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург — морская столица России» состоялась VI Международная конференция «Кадровая политика», посвященная выработке эффективных решений по кадровому обеспечению транспортной отрасли, индустрии производства и обслуживания транспортных средств, сферы строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

В работе конференции приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, делового и научного сообщества, ректоры и проректоры ведущих транспортных вузов России. На мероприятии присутствовало около 400 делегатов из 40 регионов РФ и иностранных государств.

В ходе конференции обсуждались следующие вопросы:
• Реформа профессионального образования в России.
• Меры государственной политики по повышению качества образования в транспортной сфере.
• Мероприятия профориентационного характера в сфере содействия занятости работников транспорта.
• Механизмы повышения интереса молодежи к профессиям транспортного комплекса.
• Современная ситуация на рынке труда транспортной отрасли.
• Кадровый дефицит в транспортной сфере.
• Привлечение иностранных специалистов к работе на предприятиях транспортного комплекса.
• Сотрудничество бизнеса и государства при подготовке специалистов.
• Социальное партнерство и защита прав работников транспортной сферы.
• Подготовка специалистов авиационного, морского, железнодорожного и автотранспорта.
• Механизмы мотивации сотрудников транспортных компаний и необходимость формирования системного подхода к управлению кадрами.

Участники VI Международной конференции «Кадровая политика» просят Координатора Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» и Председателя Бюро Высшего Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обратиться к Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. Государственная политика в сфере кадрового обеспечения транспортного комплекса

1.1. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечить привлечение необходимых трудовых ресурсов в транспортную сферу при помощи следующих мероприятий:
1.1.1. Осуществление согласованной долгосрочной политики, направленной на повышение престижности транспортной профессии.
1.1.2. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации проведение профессиональной ориентации школьников в целях их ознакомления с профессиями (специальностями), востребованными в транспортном комплексе, возможности получения соответствующего образования, а также перспективами дальнейшего их трудоустройства на предприятиях комплекса с участием органов службы занятости в реализации общеотраслевых мероприятий профориентационного характера в сфере содействия занятости работников транспорта.

1.2. В целях развития государственно-частного партнерства в системе повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить:
1.2.1. Развитие системы повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала в субъекте Российской Федерации, включающее совершенствование нормативно-правовой и методической базы по организации повышения квалификации и переподготовки кадров.
1.2.2. Расширение перечня образовательных программ дополнительного профессионального образования по направлениям, востребованным на предприятиях транспортного комплекса.
1.2.3. Координацию и согласование объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования по профессиям (специальностям), востребованным на предприятиях и в организациях транспортной отрасли.
1.2.4. Организацию профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по специальностям (профессиям) в целях дальнейшего трудоустройства в организациях транспортной отрасли.
1.2.5. Интеграцию талантливой молодежи в экономическую деятельность предприятий транспортного комплекса.
1.2.6. Выстраивание организационных механизмов участия объединений работодателей (предприятий транспортного комплекса) в распределении государственного задания на подготовку кадров и формирования прогноза потребности в соответствующих кадрах.

1.3. В целях комплексного повышения качества профессионального образования в сфере транспортной отрасли и смежных отраслей Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность реализации следующих инициатив:
1.3.1. Организация федерального статистического наблюдения за трудоустройством выпускников образовательных организаций (ответственной за исполнение назначить Федеральную службу государственной статистики).
1.3.2. Развитие системы профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров и иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы среднего профессионального образования.
1.3.3. Развитие вертикально-интегрированных образовательных комплексов как научно-образовательных инновационных центров, обеспечивающих интеграцию науки и образования, создание общеотраслевых учебно-методических центров и объединений для повышения качества образования.
1.3.4. Дальнейшая популяризация инженерных профессий.
1.3.5. Развитие профильных классов и другая профориентационная работа в школах.
1.3.6. Развитие системы школьных отраслевых олимпиад для обучающихся в общеобразовательных школах и профессиональных образовательных организациях, включая предоставление победителям олимпиад льгот при поступлении в профильные вузы.
1.3.7. Привлечение вузов к отраслевым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.
1.3.8. Формирование системы независимой оценки качества подготовки кадров.

2. Кадровое обеспечение воздушного транспорта

2.1. Правительству Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации для совершенствования и модернизации подготовки кадров на воздушном транспорте:
2.1.1. Проводить лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта, с привлечением специалистов Федерального агентства воздушного транспорта.

2.2. Министерству образования и науки Российской Федерации:
2.2.1. Сформировать пакет документов, позволяющий дать правовое обеспечение организации целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.
2.2.2. Для развития целевой формы подготовки специалистов на основе Генеральных Соглашений с работодателем включать в договоры между студентом и работодателем вопросы материального стимулирования, профессионального роста и социальных гарантий в процессе работы на конкретном предприятии.

2.3. Министерству обороны Российской Федерации восстановить в летных учебных заведениях ГА, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта, работу военных кафедр и цикловых комиссий.
2.3.1. Министерству транспорта РФ разработать и утвердить федеральные авиационные правила «Требования к образовательным учреждениям и образовательным подразделениям организаций, осуществляющих подготовку согласно перечням специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Процедуры сертификации».

2.4. Принимая во внимание, что качественно подготовленный авиационный персонал является главным критически важным ресурсом в снижении угроз из-за человеческого фактора и в целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров из числа авиационного персонала и повышения уровня безопасности на воздушном транспорте Федеральному агентству воздушного транспорта:
2.4.1. Разработать и утвердить отраслевую комплексную программу «Система качества подготовки и сертификации авиационного персонала, обеспечивающего безопасность функционирования воздушного транспорта».
2.4.2. Разработать «Национальную систему подготовки авиационного персонала, обеспечивающего авиационную безопасность», отвечающую требованиям 17 Приложения («Безопасность») ИКАО.
2.4.3. Организовать переподготовку и повышение квалификации авиационного руководящего персонала для получения квалификации «Менеджера по безопасности на воздушном транспорте», в соответствии с требованиями 19-го Приложения ИКАО.
2.4.4. Ужесточить правила прохождения сертификации авиационными учебными центрами (АУЦ) с целью повышения контроля над их деятельностью.

2.5. Министерству образования и науки Российской Федерации:
2.5.1. Рассмотреть возможность увеличения количества бюджетных мест для студентов, получающих специальность в области авиастроения и воздушного транспорта.
2.5.2. Рассмотреть возможность бюджетного финансирования целевого набора и обучения в учреждениях ВПО специалистов в области организации и управления региональных авиаперевозок, а также пилотов для авиапредприятий, работающих в условиях Крайнего Севера и Арктики.

2.6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
2.6.1. Разработать программу по привлечению высококвалифицированных специалистов (в том числе иностранных) в авиастроительные холдинги.

2.7. Принимая во внимание тот факт, что сегодня в области гражданской авиации действуют различные уполномоченные органы (Федеральное агентство воздушного транспорта, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Министерство обороны Российской Федерации), Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность более четкого разграничения их прав и обязанностей, чтобы они не дублировали друг друга и не препятствовали друг другу выполнять свои функции.

2.8. В связи с разработкой поправок в ст. 56 Воздушного кодекса РФ, которые позволят российским авиакомпаниям привлекать к управлению воздушными судами иностранных специалистов, Правительству Российской Федерации учесть следующие рекомендации:
2.8.1. Использовать научно обоснованный подход при определении количества иностранных пилотов в гражданской авиации РФ с учетом того факта, что на территории СНГ нормы и требования, предъявляемые к специалистам гражданской авиации, в значительной степени соответствуют российским, тогда как в странах дальнего зарубежья отличий существенно больше.
2.8.2. Определить требования к владению иностранными пилотами русским и английским языками.
2.8.3. Установить методику определения и критерии оценки профессиональных знаний и соответствия уровня летной подготовки иностранных пилотов.
2.8.4. Нормативно определить организацию летной работы и ведение летной документации иностранными пилотами на территории РФ, учитывая различия в законодательных базах Российской Федерации и иностранных государств.
2.8.5. Нормативно определить место прохождения иностранным пилотом квалификационных проверок - в России или по месту гражданства, принимая во внимание, что от этого зависит и степень доверия к этой проверке.

3. Кадровое обеспечение железнодорожного транспорта

3.1. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров на железнодорожном транспорте Федеральному агентству железнодорожного транспорта и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
3.1.1. Возобновить подготовку инженеров-технологов и инженеров-конструкторов на базе транспортных вузов.
3.1.2. Разработать программу привлечения российских и иностранных работников на предприятия железнодорожного транспорта.

3.2. В целях развития научно-исследовательской деятельности в ведущих железнодорожных вузах России, создания на их базе отраслевых центров и лабораторий Федеральному агентству железнодорожного транспорта:
3.2.1. Создать отраслевую систему грантов для ССУЗов и отраслевых вузов (аналогичную системе грантов Минобрнауки России).
3.2.2. Рассматривать ведущие железнодорожные вузы в качестве приоритетных генеральных подрядчиков на выполнение НИОКР в сфере железнодорожного транспорта.
3.2.3. Сделать составной частью бюджета строительства и последующей эксплуатации высокоскоростных магистралей создание базовой научно-образовательной инфраструктуры вузов, деятельность которых будет связана с обеспечением эффективности ВСМ.

4. Кадровое обеспечение водного транспорта

4.1. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров на водном транспорте и устранения кадрового дефицита в отрасли Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ:
4.1.1. Ускорить разработку нормативно-правовой базы по подготовке специалистов смешанных профессий.
4.1.2. Представить в Минтранс России обоснованные предложения о целесообразности включения в новый Порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, положений об обеспечении питанием практикантов.
4.1.3. Осуществлять долгосрочные мероприятия, направленные на повышение престижности профессий морской отрасли, при тесном взаимодействии предприятий отрасли с подведомственными Росморречфлоту образовательными учреждениями.
4.1.4. Проводить профориентационные мероприятия, позволяющие школьникам знакомиться с профессиями морской отрасли.
4.1.5. Вести пропагандистскую работу по повышению уровня знаний абитуриентов, студентов относительно выбранных морских специальностей и дальнейшего трудоустройства по ним.
4.1.6. Содействовать расширению сети детских школ, клубов юных моряков и речников.

4.2. В целях ликвидации дефицита плавсостава на судах под российским флагом и оптимизации процесса подготовки кадров для морского и речного флота Правительству РФ:
4.2.1. Рассмотреть возможность отсрочки от армии во время работы на судах морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации.
4.2.2. Направлять на прохождение альтернативной службы на судах речного флота, как в рядовых, так и в командных должностях выпускников и старшекурсников технических училищ, училищ средне-специального образования, академий, пожелавших пройти альтернативную службу на судах речного флота.
4.2.3. Возродить систему распределения молодых специалистов с гарантией трудоустройства, решения социальных вопросов.
4.2.4. Рассмотреть возможность повышения зарплат в государственных компаниях, учитывая разницу в заработных платах между коммерческими и государственными организациями.

4.3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
4.3.1. Внести в качестве дополнения в государственную программу Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» раздел по строительству учебных судов.
4.3.2. Выделить необходимый объем финансирования на проектирование и строительство учебных судов.

4.4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разработать программу трудоустройства плавсостава речных судов в осеннее-зимний (межнавигационный) период.

4.5. В целях развития научно-образовательных и инновационных центров, обеспечивающих интеграцию науки и образования, создания учебно-методических центров для повышения качества образования и профессиональной подготовки рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации оказать содействие в создании учебно-образовательного кластера кампусного типа для ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» на территории Ленинградской области.

4.6. Для улучшения медицинского обслуживания плавсостава и работников гидросооружений бассейна Правительству Российской Федерации ускорить выход Постановления о взятии работников ФБУ «Администрация «Камводпуть» на обслуживание ФМБА России.

4.7. В целях комплексного повышения качества профессионального образования в судостроительной промышленности Российской Федерации, обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами:
4.7.1. Министерству образования и науки РФ расширить перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития судостроительной отрасли.
4.7.2. Министерству труда и социальной защиты РФ разработать профессиональные стандарты и общеотраслевой перечень «ключевых должностей и профессий» работников предприятий судостроения в целях учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения, в том числе модульных экзаменационных требований, а также установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной квалификации работников, выпускников образовательных заведений.

5. Кадровое обеспечение автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

5.1. Правительству РФ принять ряд нормативных правовых актов, которые будут содержать квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также позволят сформировать в Российской Федерации систему профессиональной подготовки и переподготовки этих специалистов.

5.2. В целях совершенствования и модернизации системы подготовки кадров на автомобильном транспорте и повышения уровня безопасности дорожного движения Министерству образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:
5.2.1. Создать сеть многофункциональных мониторинговых центров профессиональной подготовки и сертификации водителей, в задачи которых должно входить:
5.2.1.1. Организация общей и профессиональной подготовки и сертификации водителей различных видов транспорта на основе учета специфики региона, создания комплексной базы знаний наиболее сложных очагов ДТП, рисковых зон коммерческой автотранспортной деятельности, материалов для тестирования и обучения и др.
5.2.1.2. Организация подготовки квалифицированных преподавателей и тренеров автошкол и учебных центров предприятий.
5.2.1.3. Разработка методических материалов по тестированию, обучению и сертификации профессиональных водителей.
5.2.1.4. Проведение систематического аудита водительского состава на основе современных научных методик, позволяющих точно, полно и оперативно предоставить информацию о состоянии профессионализма водителей, сильных и слабых сторонах, зонах профессионального риска, вероятности критических и некритических ошибок в различных дорожных ситуациях, условиях дорожной среды.
5.2.1.5. Организация мониторинга и анализа ДТП с целью координации деятельности предприятий, органов власти, общественности в организации целенаправленной профилактической работы с нарушителями ПДД.
5.2.2. Проводить политику создания единого образовательно-воспитательного пространства и нейтрализации массированного воздействия на граждан СМИ, представляющих дорогу как место ведения боевых действий и правового нигилизма.
5.2.3. Учитывая, что конкуренция качества профессиональной подготовки водителей превратилась в России в конкуренцию демпинга, и стоимость может безнаказанно декларироваться по таким ценам, по которым невозможно обеспечить необходимое качество подготовки водителей, установить минимальную стоимость образовательных программ подготовки водителей.
5.2.4. Поддержать ориентацию на открытие в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (СПб ГИЭУ) специализированных профилей и магистерских программ по автомобильному транспорту в рамках подготовки кадров с высшим образованием по определённому направлению.
5.2.5. Предусмотреть включение регионального компонента в федеральный образовательный стандарт, учебные планы, рабочие программы по подготовке кадров автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
5.2.6. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность переработки правил сдачи квалификационного экзамена и выдачи водительских удостоверений в сторону усиления контроля уровня знаний и навыков при управлении транспортным средством в реальных условиях движения.
5.2.7. Принимая во внимание отсутствие действенного критерия качества подготовки водителя, по которому можно было бы оценить воздействие образовательного процесса на её результат, повысить ответственность экзаменатора за результат его работы. Как критерий качества работы экзаменатора использовать статистически обработанные по рекомендованному ГОСТ Р 50779.42-99 (ИСО 8258-91) «Статистические методы. Контрольные карты Шухарта», данные аварийности его выпускников.

5.3. Государственной Думе Российской Федерации:
5.3.1. Внести изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с целью разделения понятия водитель, управляющий транспортным средством, и профессии водитель автомобиля, с дальнейшим упорядочением их функций.

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02