Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
VI Международного форума
«Морской туризм»

Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица
России»

26-27 июня 2014 г.
г. Санкт-Петербург

26-27 июня 2014 года в Санкт-Петербурге в рамках федерального инфраструктурного проекта ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» прошел VI Международный форум «Морской туризм».

Международный форум «Морской туризм» проходит ежегодно с 2009 года при поддержке и участии обеих палат Федерального Собрания РФ, профильных министерств и ведомств в целях выработки эффективных решений в области комплексного развития въездного и внутреннего водного туризма в России. В 2014 году на площадке Форума встретились более 300 человек из 35 регионов России и 6 иностранных государств: представители власти, бизнеса, науки и некоммерческого сектора.

Активное участие в Форуме приняли заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Д. М. Амунц, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ К.Г. Пальников, начальник Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Е. Поддубный, заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» О.А. Губина, а также представители Министерства иностранных дел РФ, Пограничной службы ФСБ России, Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, ГИМС МЧС России, Федеральной таможенной службы и т.д.

В течение 6 лет на Форуме поднимаются и обсуждаются самые актуальные проблемы всех видов водного туризма (паромного, круизного, прогулочного, яхтенно-катерного), ищутся совместные пути их решения, создаются и укрепляются партнерские связи. Мероприятие признано ведущим в данной сфере на федеральном уровне.

Водный туризм развивается на стыке нескольких отраслей, поэтому находится в ведении сразу нескольких федеральных министерств и ведомств. По мнению участников рынка, для координации их усилий необходимо создать рабочую группу. Также было высказано пожелание о том, что контролирующие органы должны осуществлять свои функции с учетом необходимости обеспечивать комфорт для туристов.

Участники Форума пришли к выводу, что для дальнейшего планомерного развития водного туризма необходима экономическая поддержка со стороны государства, решение нормативно-правовых проблем, а также информационное сотрудничество, координация и взаимодействие между участниками рынка. На Форуме был поднят ряд наиболее важных вопросов для развития въездного и внутреннего водного туризма в России: существует острая необходимость развития пассажирской портовой, причальной и яхтенной инфраструктуры, снижения портовых сборов для круизных судов, обновления флота, решения кадровой проблемы (особенное внимание было уделено нехватке гидов), продвижения российского круизного и яхтенного продукта за рубежом и создания моды в мире на отдых в России и т.д. Одна из важнейших проблем в маломерном флоте, которую не удается решить уже несколько лет - коммерческое использование маломерного флота, которое на данный момент, по мнению участников рынка, находится вне правового поля. Также было озвучено, что необходимо создать государственный орган, который бы курировал развитие яхтенной индустрии в России.

Было отмечено влияние внешнеполитической обстановки на состояние въездного водного туризма в России. Отдельное внимание было уделено ситуации, сложившейся в Республике Крым и Севастополе из-за перехода на российское законодательство, - на данный момент эти субъекты практически лишились круизных и яхтенных туристов. Делегаты Форума обозначили значимость упрощения визового режима и расширения практики безвизового нахождения на территории России в течение 72 часов и более для развития водных видов туризма в стране.

Форум «Морской туризм» является инструментом информационного взаимодействия между властью и обществом, который консолидирует обратную связь, необходимую для совершенствования государственной политики в сфере водного туризма и смежных отраслях. Итогом Форума стала резолюция, которая была подготовлена на основе предложений участников мероприятия и профильных региональных органов власти.

Участники VI Международного форума «Морской туризм» выступили с инициативами в адрес профильных министерств и ведомств по выполнению следующих мероприятий:

1. Комплексное развитие водного туризма

1.1. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству культуры РФ в целях совершенствования нормативного регулирования деятельности по развитию водного туризма определить в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятие «водный туризм».
Инициатор предложения:
Правительство Новгородской области

1.2. Субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации, на территориях которых существуют благоприятные условия для развития водного туризма, осуществлять разработку нормативно-правовых актов с целью поддержки малых и средних предприятий в сфере водного туризма в части: снижения ставки аренды земельных участков для установки причалов и обустройства зеленых стоянок; упрощения процедуры оформления водопользования; предоставления поручительств, возмещение процентных ставок по кредитным и лизинговым договорам.
Инициатор предложения:
Правительство Новгородской области

1.3. С целью развития межрегиональных проектов в сфере водного туризма Правительству РФ, Федеральному агентству по туризму и Министерству транспорта РФ:
1.3.1. Рассмотреть возможность разработки концепции развития круизного туризма «Реки-море».
1.3.2. Утвердить посредством концепции или закона единые правила развития водного туризма в Российской Федерации (круизного, яхтенного, морского, речного).
1.3.3. Разработать рекомендации по развитию внутреннего круизного туризма в Российской Федерации (к примеру, Краснодарский край-Крым).
Инициатор предложения:
Министерство курортов и туризма Краснодарского края

1.4. Для эффективной реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» рекомендовать Федеральному агентству по туризму разработать примерные соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере туризма и иную типовую документацию (конкурсную документацию и пр.) Согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» наиболее эффективным и действенным решением проблем и задач в сфере туризма является применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Предполагается, что механизмы ГЧП позволят создать необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг, а также минимизировать риски и негативные факторы, связанные с целевым программированием, такие как формальный подход к формированию мероприятий в сфере туризма в региональных и муниципальных программах социально-экономического развития; отсутствие координации планируемых мероприятий по срокам их реализации; недостаточное или частичное финансирование из региональных бюджетов. Вместе с тем, на настоящий момент, эффективные и действенные механизмы ГЧП в сфере туризма не разработаны, и проекты ГЧП в регионах, финансируемые за счет федеральной целевой программы, не являются государственно-частными партнерствами в классическом понимании. Вследствие этого, цели и задачи, заложенные в федеральной целевой программе, не достигаются. Разработка эффективных механизмов ГЧП (примерных форм соглашений о государственно-частном партнерстве и другой типовой документации) позволит действенно решить задачи федеральной целевой программы.
Инициатор предложения:
Юридическая компания «Качкин и Партнеры»

1.5. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму применять практику объединенных стендов на специализированных круизных выставках для продвижения России в целом и отдельных регионов как дестинации, привлекательной для круизного туризма.
Инициатор предложения:
Правительство Камчатского края

1.6. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Организационному комитету «Россия-2018» предусмотреть возможность создания туристических маршрутов и организации передвижения групп болельщиков (и проживания) между городами-участниками Чемпионата мира по футболу 2018 года речным и круизным транспортом. Из 11 городов-участников 7 находятся на водных маршрутах, еще 2 (Саранск, Екатеринбург) – на расстоянии 200-300 км от них.
Инициатор предложения:
Правительство Пермского края

1.7. Правительству РФ, Министерству промышленности и торговли РФ рассмотреть возможность создания свободных экономических зон для судостроительных предприятий.
Инициатор предложения:
Ассоциация судостроительных компаний Сибири

1.8. В целях обеспечения безопасности водного туризма Федеральной службе по надзору в сфере транспорта принять меры по усилению борьбы с нелицензированными перевозчиками пассажиров водным транспортом.
Инициатор предложения:
Ассоциация судостроительных компаний Сибири

1.9. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству по туризму рассмотреть возможность создания государственной структуры, координирующей усилия по развитию яхтенной инфраструктуры, поскольку в этом вопросе необходима государственная инициатива.
Инициатор предложения:
ООО «Гранд-Марин»

1.10. Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Федеральному агентству по туризму разработать и внедрить стандарт по обеспечению экологической безопасности водного туризма.
Инициатор предложения:
Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охране окружающей среды

1.11. В целях привлечения к участию в Международном форуме «Морской туризм» большего количества заинтересованных компаний и расширения диалоговой общественной площадки Аппарату Проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург - морская столица России» рассмотреть возможность изменения (переноса) времени проведения Международного форума «Морской туризм» с летнего периода на осенний (октябрь-ноябрь). Данное предложение обусловлено невозможностью для руководства многих компаний принять участие в Форуме из-за высокой загрузки в пиковые для работы летние месяцы.
Инициатор предложения:
Ассоциация участников круизного рынка, ОАО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской Фасад»

1.12. ФСБ России внести изменения в п. 11 административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, в части сокращения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о выдаче пропусков гражданам Российской Федерации иностранным гражданам, подданным иностранных государств, лицам без гражданства. Инициатор предложения: Администрация Ненецкого автономного округа

1.13. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму провести в г. Архангельске совещание по проблемным вопросам, связанным с приемом иностранных круизных судов в морских портах Российской Федерации с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, в частности Министерства культуры РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерству иностранных дел РФ, Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по тарифам РФ, Федеральной миграционной службы РФ.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области

2. Развитие морского круизного и паромного туризма

2.1. В целях комплексного развития морского круизного и паромного туризма:
2.1.1. Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству по туризму, Государственной Думе ФС РФ в целях повышения конкурентоспособности российских морских портов, включая порты Республики Крым, принимающих круизные суда, считаем целесообразным ввести в законодательную базу Российской Федерации понятия «морское круизное судоходство» и «морское круизное судно» с дальнейшим принятием подзаконных актов, направленных на совершенствование предоставления услуг в этом активно развивающемся сегменте рынка морского туризма и, как следствие, на повышение привлекательности российских морских портов для международных круизных компаний. Вследствие отсутствия в законодательной базе вышеуказанных понятий, круизные суда в Российской Федерации не могут быть выделены в отдельный тип судов при определении конкурентных ставок портовых сборов. Инициатор предложения: ОАО «Сочинский морской торговый порт»
2.1.2. Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму разработать концепцию развития морского круизного туризма в Российской Федерации. Инициатор предложения: Правительство Архангельской области
2.1.2.1. При разработке концепции развития морского круизного туризма в Российской Федерации учесть: • Возможность развития круизного туризма в Арктических территориях в акватории Северного морского пути и внутренних водных путей. • Отмерить необходимость дноуглубительных работ Арктических внутренних водных путей. • Обустройство морских Арктических портов для приема пассажирских судов и размещения пассажиров. • Создание яхтенных лоций Арктических внутренних водных путей. Инициатор предложения: Администрация Ненецкого автономного округа
2.1.3. Министерству транспорта РФ, Министерству культуры РФ, ФГУП «Росморпорт» создать скоординированную межведомственную программу развития круизного туризма, где Министерство транспорта РФ и ФГУП «Росморпорт» проработают меры, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, Министерство культуры РФ предусмотрит меры, направленные на создание технологичного национального турпродукта, соответствующего международным стандартам. Инициатор предложения: Inflot Worldwide Tours
2.1.4. Создать экспертный общественный совет по выработке мер для развития круизного туризма.
Инициатор предложения:
«Рамут Севастополь Тур»

2.2. В целях совершенствования визового регулирования и повышения информированности иностранных граждан о действующем безвизовом режиме «72 часа» для прибывающих в Россию на круизных и паромных судах Министерству иностранных дел РФ:
2.2.1. Активизировать работу на всех уровнях по скорейшей отмене визовых ограничений для пассажиров, пребывающих в порты Евросоюза из портов РФ.
2.2.2. Активизировать работу по информированию граждан иностранных государств, которые обращаются в посольства и консульства РФ за визами, о возможности безвизового пребывания на территорию России в течение 72 часа при условии прибытия в страну на круизных и паромных судах. Инициатор предложения: St. Peter Line
2.2.3. Рассмотреть возможность увеличения срока безвизового пребывания иностранных граждан, прибывших в страну на круизных и паромных судах, до 120 часов.
Инициатор предложения:
Администрация Ненецкого автономного округа

2.3. В целях развития круизного туризма на территории Республики Крым и Севастополя: 2.3.1. Министерству транспорта РФ разработать программу по реконструкции устаревшей портовой инфраструктуры Республики Крым и Севастополя.
2.3.2. Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Пограничной службе ФСБ России проработать вопрос обустройства пунктов пропуска на территории портов Республики Крым и Севастополя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.3. Министерству иностранных дел РФ усилить дипломатические усилия по признанию мировым сообществом Крыма и Севастополя российской территорией, а также отмене Украиной закона об оккупированных территориях в целях возобновления заходов круизных судов под иностранным флагом в порты Республики Крым и возвращения потока круизных туристов.
Инициатор предложения:
Inflot Worldwide Tours

2.4. Федеральному агентству по обустройству государственной границы разработать схему государственно-частного партнерства в сфере строительства и эксплуатации пунктов пропуска в морских портах Российской Федерации.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области

2.5. Федеральному агентству по туризму содействовать созданию туристско-рекреационных кластеров на территории субъектов Российской Федерации морской круизной направленности в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» с целью совершенствования портово-причальной и береговой инфраструктуры, пассажирского флота в морских субъектах Российской Федерации. Предусмотреть в составе комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров мероприятия по созданию портово-причальной и береговой инфраструктуры.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области, Правительство Республики Бурятия

2.6. Министерству транспорта РФ выступить с инициативой о внесении изменений в Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в части введения послабляющих требований к организации приема пассажирских судов и обеспечению транспортной безопасности с учетом зависимости от пассажиропотока и сезонности работы пункта пропуска.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области

2.7. Министерству транспорта РФ, ФГУП «Росморпорт» предусмотреть введение понижающего коэффициента к ставкам портовых сборов для их применения в морских портах Российской Федерации в отношении пассажирских судов, следующих по российским и международным круизным и экспедиционным маршрутам.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области

2.8. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, ФГУП «Росморпорт» разработать на государственном уровне комплекс эффективных мер по поддержке компаний, осуществляющих судозаходы в порты РФ, в том числе, предусмотреть для паромных перевозчиков дополнительные скидки и дотации.
Инициатор предложения:
St. Peter Line

2.9. Федеральной службе безопасности РФ, Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ, Федеральной таможенной службе:
2.9.1. Проработать вопрос возможности использования в морских портах Российской Федерации с ограниченным периодом навигации мобильных (передвижных) пассажирских пунктов пропуска для организации прохождения туристами иностранных пассажирских судов пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля;
2.9.2. Проработать вопрос о создании сезонного пункта пропуска на пограничной заставе «Нагурское» на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца–Иосифа Архангельской области) для организации возможности прохождения туристами иностранных пассажирских судов пограничного и таможенного контроля.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области

2.10. Федеральному агентству по туризму и субъектам Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» содействовать разработке и продвижению межрегиональных морских туристских маршрутов в Арктической зоне РФ, а также трансграничных морских маршрутов с привлечением финансирования по линии программ международного сотрудничества.
Инициатор предложения:
Правительство Архангельской области

2.11. В целях развития пассажирской портовой инфраструктуры в субъектах РФ:
2.11.1. Министерству транспорта РФ поддержать строительство в историческом центре г. Петропавловска-Камчатского современного здания Морского вокзала. Потенциал Камчатского края в области туризма открывает возможности для значительного роста числа туристов в регионе. Строительство в историческом центре города современного здания Морского вокзала позволит на самом современном уровне организовать облуживание возрастающего пассажиропотока и пропуск туристов через государственную границу Российской Федерации. Проект по строительству Морского вокзала отвечает политике Российской Федерации по развитию дальневосточных регионов. Реализация проекта будет обладать мультипликативным эффектом: благоприятным образом скажется на социально-экономическом развитии г. Петропавловска-Камчатского и повысит туристическую привлекательность Камчатского края, создадутся новые рабочие места и т.д. Инициатор предложения: ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта»
2.11.2. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ поддержать инициативу Правительства Калининградской области о строительстве международного морского пассажирского терминала в г. Пионерский Калининградской области с яхтенной мариной, имеющего стратегическое значение для эксклавного региона; выделить средства федерального бюджета на строительство объектов государственной собственности в составе этого проекта. Инициатор предложения: Правительство Калининградской области
2.11.3. ФГУП «Росморпорт» на федеральном уровне решить вопрос по ремонту и реконструкции пассажирских причалов №№ 11, 12 в морском порту Находка. Приморский край (причалы находятся в аварийном состоянии с 2000 года). Причалы являются федеральной собственностью и находятся в хозяйственном ведении Восточного филиала ФГУП «Росморпорт».
Инициатор предложения:
Правительство Приморского края

2.12. Министерству транспорта РФ, Правительству Санкт-Петербурга продолжить поступательное развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Как показывает мировая практика, привлечению круизных и паромных туристов способствует развитие транспортной инфраструктуры портовых городов.
Инициатор предложения:
St. Peter Line

2.13. Правительству РФ, Государственной Думе РФ, ФСБ России, Министерству иностранных дел РФ рассмотреть возможность исключения из пункта 3 «Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 532, условие об обязательном проживании пассажиров на борту круизного судна на территории Российской Федерации, изложив указанный пункт в следующей редакции: «Участники круиза - пассажиры круизных судов, стоянка которых в российском порту не превышает 72 часов, могут пребывать на территории Российской Федерации без визы в случае проживания на круизном судне или в ином месте, определенном в групповой туристической программе».
Инициатор предложения:
Правительство Приморского края

2.14. С целью увеличения туристского потока иностранных граждан в Российскую Федерацию Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность включения морского порта Зарубино в «Перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в туристических целях на паромах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2009 г. №397.
Инициатор предложения:
Правительство Приморского края

3. Развитие речного круизного туризма, пассажирских перевозок по воде и экскурсионно-прогулочного судоходства

3.1. В целях развития судоходства по внутренним водным путям России:
3.1.1. Министерству финансов РФ, Министерству транспорта РФ осуществить переход на 100-процентное (по нормативам) финансирование из средств федерального бюджета текущего содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений начиная с 2016 года. Это приведет к достижению целей, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 (снятие ограничений пропускной способности ВВП, рост провозной способности флота и рост производительности труда), а также целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (реализация значимых преимуществ внутреннего водного транспорта, существенное увеличение его удельного веса в транспортном балансе страны, развитие круизного судоходства).
3.1.2. Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ, Министерству транспорта РФ принять меры, позволяющие начать строительство низконапорного гидроузла на р.Волга в районе с. Большое Козино в 2017 году. Данная мера позволит увеличить налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты от деятельности судоходных компаний, осуществляющих туристские перевозки, предприятий туризма по пути следования теплоходов, учреждений культуры, историко-культурных, природных и архитектурных памятников, музеев, заповедников, компаний смежных видов транспорта, образовательных и охранных предприятий, малого и среднего бизнеса народных промыслов, российской судостроительной отрасли, страховых и лизинговых компаний.
3.1.3. Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ, Министерству транспорта РФ принять меры, позволяющие начать проектирование низконапорного гидроузла на р. Дон в Багаевском районе Ростовской области в 2015 году. Это приведет к созданию и сохранению дополнительных рабочих мест в предприятиях туризма и смежных отраслях приречных регионов, судоходных компаниях и на судостроительных предприятиях. Инициатор предложений: Союз «Национальная палата судоходства»
3.1.4. В целях стабильного осуществления перевозок пассажиров и грузов, развития водного туризма Министерству транспорта РФ:
3.1.4.1. Включить в Программу категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов по ФГУ «Северо-Двинское ГБУ» и ФГУ «Печорское ГБУ» социально значимые для республики участки водных путей (участок реки Сысола 0,0-96 км от устья до с.Иб (96 км) с габаритами судового хода: глубина 100 см, ширина 20 м., дата открытия 15 мая, дата закрытия 01 октября; участок реки Вычегда 432 км от м.Лемью до р. Чернокурка (214 км) с габаритами судового хода: глубина 110 см, ширина 40 м., дата открытия 15 мая, дата закрытия 01 октября), а так же предусмотреть увеличение финансирования дноуглубительных работ в территориальных границах Республики Коми за счет средств федерального бюджета;
3.1.4.2. Разработать федеральную целевую программу, предусматривающую для субъектов Российской Федерации, в территориальных границах которых остро стоит вопрос проведения дноуглубительных работ, возможность проведения на реках местного значения дноуглубительные работы с целью дальнейшего перевода данных участков рек в разряд судоходных. Инициатор предложений: Правительство Республики Коми
3.1.5. Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ, Министерству транспорта РФ принять меры по расчистке (и финансированию расчистки) Ладожских (Новоладожский, Староладожский) и Онежского каналов (достижение габаритов глубины - 195 см, ширины - 24 м), что даст возможность проводки судов без захода в Ладожское и Онежское озера. Инициатор предложения: Правительство Новгородской области
3.1.6. Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ, Министерству транспорта РФ принять меры по обеспечению на Пчевских порогах и в нижнем бьефе Волховской ГЭС гарантированной глубины фарватера до 2,4 м, что позволит обеспечить транзитное судоходство на реке Волхов при малых величинах расходов воды в реке в летне-осеннюю межень и использовать имеющиеся суда с большими габаритами судового хода.
Инициатор предложения:
Правительство Новгородской области

3.2. В целях развития речного круизного флота:
3.2.1. Рекомендовать Министерству культуры РФ, Министерству РФ по развитию Дальнего Востока, Министерству транспорта РФ подготовить предложения о разработке проекта федерального закона, предусматривающего освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при закупке речных пассажирских судов для их использования в туристических целях на внутренних водных путях РФ. Инициатор предложения: Правительство Республики Саха (Якутия)
3.2.2.Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ, Министерству транспорта РФ совместно с ГК Внешэкономбанк разработать необходимые меры финансовой поддержки, в том числе по осуществлению лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями, и субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на приобретение пассажирского флота для использования на внутренних водных путях Российской Федерации начиная с 2015 года. Обновление флота приведет к увеличению объемов внутреннего и въездного туризма, создание условий для качественного отдыха и оздоровления населения, повышению престижа России на международном туристическом рынке.
Инициатор предложения:
Союз «Национальная палата судоходства»

3.3. Поддержать межрегиональный проект «Великая Волга» как один из наиболее перспективных проектов в Российской Федерации в сфере развития речного круизного туризма. Инициатор предложения: Правительство Самарской области

3.4. Рекомендовать федеральным и региональным органам исполнительной власти при разработке стратегий, государственных программ, направленных на развитие туризма, транспортной инфраструктуры, речного и пассажирского транспорта предусматривать необходимость комплексного подхода к реализации проекта «Великая Волга».
Инициатор предложения:
Правительство Самарской области

3.5. В целях модернизации скоростного пассажирского флота России:
3.5.1. В целях решения проблемы обновления скоростного пассажирского флота для регионов с ограниченной транспортной доступностью Министерству транспорта РФ, Министерству промышленности и торговли РФ организовать совместное совещание с привлечением профильных проектно-конструкторских учреждений и предприятий пассажироперевозчиков (ОАО «Северречфлот», ОАО «Пассажирречтранс», ОАО «Амурское речное пароходство», ООО «Пассажирское райуправление»). Эксплуатируемые в настоящее время скоростные пассажирские суда практически выработали свой ресурс. Основное ядро пассажирского флота составляют суда на подводных крыльях «Метеор», «Восход», «Ракета», «Полесье». Прогнозируемый срок вывода данных судов из эксплуатации 5-10 лет. Вследствие отсутствия федеральной программы обновления данного типа флота существует реальная возможность транспортного коллапса в регионах с ограниченной транспортной доступностью. Предпринятые ранее региональными властями меры (Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Хабаровский край) в целом следует признать неудачными. Основная причина - отсутствие фундаментально проработанной концептуальной линейки новых типов скоростных пассажирских судов. Результат – выбор, осуществленный на основании не очень добросовестной рекламы. Последствие – необходимость поиска новых вариантов. В то же время следует отметить, что в последние годы федеральные проектные центры получили достаточно большой объем финансирования для решения данной проблемы. Но имеющаяся в свободном доступе информация о проектируемых новинках позволяет сделать выводы, что это не совсем то, что ждут эксплуатанты. Настало время скоординировать усилия для решения давно назревшей проблемы. Инициатор предложения: ООО «Пассажирское райуправление»
3.5.2. Федеральному агентству морского и речного транспорта создать рабочую группу с участием представителей органов власти субъектов РФ для распространения опыта модернизации скоростного пассажирского флота в регионах. В России есть действующая программа по модернизации скоростного пассажирского флота и успешный опыт эксплуатации переоборудованных скоростных пассажирских судов. Программа модернизации поддержана администрациями ряда регионов и финансируется местными бюджетами. Распространение данного опыта позволит судовладельцам, комитетам по транспорту, проектным и конструкторским организациям помочь в определение параметров перспективных пассажирских скоростных судов для проектирования, строительства и эксплуатации с использованием передового современного оборудования. Инициатор предложения: Группа компаний «Морская Техника»
3.5.3. Морскому совету при Правительстве Санкт-Петербурга создать рабочую группу для выработки предложений для комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга по переоборудованию 25 судов проекта «Метеор», работающих на линии Санкт-Петербург – Петергоф. Цель – принятие программы модернизации скоростного туристического флота Санкт-Петербурга, определение сроков, бюджетов и источников финансирования. Реализация данной программы позволит поддержать существующий скоростной флот в рабочем, безаварийном состоянии 7-10 лет до замены его на другие типы современных судов. Инициатор предложения: Группа компаний «Морская Техника»
3.5.4. В целях решения проблемы обновления и дальнейшего развития скоростного флота для массовых перевозок пассажиров на внутренних водных путях РФ и прибрежных морских линиях, в Сибири, Дальнего Востока и европейской части России, в том числе, и в районах с ограниченной транспортной доступностью, Министерству транспорта РФ, Министерству промышленности и торговли РФ разработать федеральную целевую программу по созданию принципиально новых типов скоростных судов для массовых пассажирских перевозок, превосходящих по экономичности и неприхотливости в обслуживании существующие образцы и обладающих способностью эксплуатироваться на мелководье и подходить к необорудованному берегу. Инициатор предложения: ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
3.5.5. Министерству транспорта РФ, Министерству промышленности и торговли РФ рассмотреть возможность поручить «Крыловскому государственному научному центру» и Центральному научно-исследовательскому и проектному институту морского флота (ЦНИИМФ) разработку программы пополнения пассажирского флота разными типами судов для конкретных регионов с учетом существующих и прогнозируемых пассажиропотоков, географии перевозок и местных гидрометеорологических условий.
3.5.6. Министерству промышленности и торговли РФ по согласованию с Министерством транспорта России рассмотреть возможность поручить «Крыловскому государственному научному центру»: • разработку типоразмерного ряда принципиально новых скоростных пассажирских судов с повышенными эксплуатационными характеристиками, • авторское сопровождение разработки комплектов техдокументации проектно-конструкторскими организациями, • авторское наблюдение за постройкой головных судов.
Инициатор предложения:
ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

3.6. В целях развития экскурсионно-прогулочного судоходства в Санкт-Петербурге:
3.6.1. Правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность наряду с существующими причалами, переданными в аренду пассажирским судоходным компаниям, создать сеть городских причалов общего пользования, которые позволят на возмездной основе осуществлять подходы судов различных компаний. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Закон Санкт-Петербурга от 22.04.2009 № 175-38 «О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга» и нормативные правовые акты Правительства Санкт-Петербурга. Реализация данного мероприятия позволит создать равные условия для всех компаний, предоставляющих подобного рода услуги; существенно улучшит конкурентную среду, что повысит качество обслуживания туристов; туроператорам даст возможность расширить спектр программ пребывания гостей города, что повысит привлекательность Санкт-Петербурга как туристического центра; простимулирует покупку нового флота; даст возможность прихода новых игроков; позволит частично снять нагрузку с городских магистралей города, так как туристы будут иметь возможность перемещаться в исторической части города на водном транспорте; создаст контроль над пассажироперевозками (статистика). По экспертной оценке, доход в городскую казну только от предоставления услуг по подходу к этим причалам на начальном этапе может составлять от 3 до 5 миллионов рублей ежегодно. Инициатор предложения: ГК «Астра Марин», Агентство музейных коммуникаций
3.6.2. Федеральному агентству водных ресурсов, Правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность увеличения срока передачи спусков к воде на территории Санкт-Петербурга в аренду от 7 до 10 лет. Тем более, что условиями договора предусмотрены санкции к недобросовестному арендатору по его досрочному расторжению. Реализация этого мероприятий позволит судоходным компаниям: разрабатывать долгосрочные программы развития; развивать свою деятельность по обновлению флота; стимулировать компании к модернизации причалов, создавая условия более качественного обслуживания пассажиров. Инициатор предложения: ГК «Астра Марин»
3.6.3. Рекомендовать Правительству Санкт-Петербурга рассмотреть возможность дополнения правовых актов, регламентирующих архитектурно-художественное оформление объектов инфраструктуры водного транспорта положениями о размещении на причалах кассовых павильонов, павильонов для работы менеджеров по обслуживанию организованных групп туристов, павильонов и мест для комфортного размещения туристов, ожидающих посадку на суда, наглядных стендов о предоставляемых компаниями услугах» иного оборудования. Инициатор предложения: ГК «Астра Марин», Агентство музейных коммуникаций, Правительство Санкт-Петербурга
3.6.4. Министерству транспорта РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ рассмотреть возможность создания программы по экологической безопасности на акватории реки Нева, которая включала бы в себя следующие аспекты: • выбор мест безопасного размещения стоечных судов, призванных осуществлять комплексное обслуживание судов; • разработка проекта универсальных стоечных и самоходных судов, способных осуществлять комплексное обслуживания флота в черте города. • исходя из существующей потребности в такого рода услуге (количества работающего в городе флота с перспективой на 5 – 7 лет), определить количество таких судов и разместить заказ на их изготовление. Обслуживание судов по сбору отходов можно осуществлять по принципу аналогичной услуги в морских портах – на базе экологических сборов. Инициатор предложения: ГК «Астра Марин»
3.6.5. Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму, Правительству Санкт-Петербурга предпринять меры для создания водного культурно-туристического маршрута City Canal tours. Для этого необходимо: • создать сеть независимых причалов с привязкой к наиболее интересным культурно-историческим местам города (музеям, паркам); • разработать план информационного обеспечения программ посещения города водным путем индивидуальными туристами, в том числе, с помощью интернет-продаж и мобильного гида. Данные меры помогут перераспределить потоки туристов и разгрузить наземный транспорт, дадут дополнительные возможности для индивидуальных туристов формировать собственный маршрут по культурно-историческим местам, используя водную инфраструктуру и мобильный гид. Полное и более частое использование городских причалов дает возможность увеличить приток финансов в городской бюджет для развития водно-транспортной инфраструктуры и обслуживания городских причалов Инициатор предложения: Агентство музейных коммуникаций
3.6.6. Приказ Минтранса России от 10.07.2013 г. №235 «Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне ВВП РФ» (зарегистрирован Минюстом России 16.09.2013 г. №29961) ограничил по времени и району плавания движение маломерных судов на акватории реки Нева в пользу судов, перевозящих сырьё (лес и нефть), что противоречит ППВВП – 02. В связи с этим:
3.6.6.1. Министерству транспорта РФ внести изменения в п.24 вышеуказанного приказа о времени запрета выхода маломерных судов на акваторию Невы на период с 02.00 до 05.00.
3.6.6.2. Правительству Санкт-Петербурга изменить время начала разводки Дворцового моста на 01.00 (на 25 минут ранее, чем сейчас). В данных изменениях заинтересованы владельцы маломерных судов (свыше 50 тыс. ед.), перевозчики туристов на судах (разводка мостов привлекает туристов), жители и гости нашего города (не так поздно начинается разводка моста), службы обеспечения безопасности на воде (пассажирские и грузовые потоки судов разнесены по времени). В результате изменений увеличится туристический поток, уменьшится количество правонарушений на воде, возникнут дополнительные гарантии безопасности пассажирских перевозок. Инициатор предложения: Общественная организация «Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга», ООО «Аква-экскурс»
3.6.7. В целях развития легального коммерческого использования маломерных судов:
3.6.7.1. Министерству экономического развития РФ, субъектам РФ рассмотреть возможность введения патентной системы при коммерческом использовании маломерных судов и отменить в их отношении действие законодательства по видам деятельности, подлежащим лицензированию (Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ). Федеральное законодательство в сфере коммерческого использования маломерных судов несовершенно и противоречиво. В результате изменений уменьшатся тарифы для потребителей услуг и коррупционные проявления со стороны надзорных органов. Инициатор предложения: Общественная организация «Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга»
3.6.7.2. Для ведения коммерческой деятельности на маломерном судне необходима лицензия, которая в свою очередь выдается на основе пассажирского свидетельства. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность внести изменения в Положение о предоставлении пассажирского свидетельства для маломерных судов в части выдачи пассажирских свидетельств тем маломерным судам, которые используются в коммерческой деятельности.
Инициатор предложения:
ООО «Аква-экскурс»

3.7. Министерству транспорта РФ возобновить во время навигации водное сообщение между Санкт-Петербургом и Кронштадтом посредством быстроходных «Метеоров». Имея в виду перспективы интенсивного развития туризма, целесообразно вернуться к когда-то очень популярному маршруту, объединяющему яркие объекты туризма - Санкт-Петербург, Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум, однако без государственных дотаций реализовать это очень сложно.
Инициатор предложения:
СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта»

3.8. В целях создания необходимых условий для развития водного туризма на озере Байкал и на судоходных реках:
3.8.1. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму во взаимодействии с Правительством Иркутской области разработать и предусмотреть финансирование федеральной программы развития инфраструктуры в акватории озера Байкал, предусматривающей строительство и развитие сети причальных сооружений с возможностью приема подсланиевых вод. В настоящее время развитию данного направления туризма на озере Байкал препятствует отсутствие инфраструктуры причальных сооружений, технический износ имеющегося флота судов. Развитие морского (водного) туризма на озере Байкал позволит создать условия для безопасного и комфортного пребывания российских и иностранных туристов, разнообразить круизные туры по Байкалу, комбинируя несколько направлений отдыха. Инициатор предложения: Правительство Иркутской области
3.8.2. Министерству транспорта РФ, Министерству РФ по развитию Дальнего Востока, Федеральному агентству по туризму содействовать включению мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции портово-причальной и береговой инфраструктуры оз.Байкал в Государственную программу РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».
Инициатор предложения:
Правительство Республики Бурятия

3.9. В целях поддержки и популяризации речного круизного туризма в России:
3.9.1. Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму рассмотреть возможность включения в культурно-познавательные и образовательные туристические программы для школьников речные круизные туры.
3.9.2. Министерству труда и социальной защиты РФ рекомендовать включить в программы по санаторно-курортному обслуживанию пенсионеров и по социальному туризму речные круизы. Инициатор предложения: Участники VI Международного форума «Морской туризм»

4. Развитие яхтенного туризма

4.1. В целях нормативно-правового регулирования маломерного судоходства:
4.1.1. Рекомендовать Министерству транспорта РФ как основному разработчику Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» совместно с МЧС России, используя накопленный опыт ГИМС по работе с маломерными судами, определить систему мер, обеспечивающих единство норм, либо их корреляцию в ходе применения к однотипным маломерным судам, использующихся в одинаковых районах плавания. Это позволит создать понятную унифицированную систему правового регулирования судоходства маломерных судов, независимо от целей их использования и поднадзорности, исключит противоречия норм и толкований. Значительные различия в нормативных требованиях одинаковой направленности, устанавливаемые к маломерным судам различными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от целей использования этих судов после принятия Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». Сложившаяся ситуация вызвала большое число обращений и жалоб в соответствующие органы государственной власти вплоть до Президента России с просьбами решения проблемы. Инициатор предложения: ГИМС МЧС России
4.1.2. Правительству РФ, Министерству транспорта РФ совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации инициировать работу по подготовке и внесению изменений в действующее законодательство, направленных на облегчение и упорядочение процедуры доступа к рынку коммерческих пассажирских перевозок владельцам маломерных судов, устранение несогласованности и противоречий различных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере коммерческих пассажирских перевозок на маломерных судах. В последние годы многочисленные владельцы маломерных судов обеспокоены проблемой получения возможности работать на рынке пассажирских, в т.ч. туристских, перевозок. Это особенно актуально для тех регионов России, значительная часть населения которых традиционно занимается оказанием услуг в сфере водного туризма. К их числу относится и Республика Карелия, где многие годы достопримечательности Республики, в том числе и всемирно известные (Валаам и Кижи), туристам показывали «с воды». Изменения российского законодательства, вступившие в силу в последние годы, существенно усложнили доступ на рынок пассажирских перевозок для владельцев маломерных судов. Реализация предложения приведет к легализации теневого рынка пассажирских перевозок туристов, активизации малого бизнеса, увеличению поступления налогов в бюджеты разных уровней. Инициатор предложения: Правительство Республики Карелия
4.1.3. Министерству транспорта РФ внести изменения в нормативные документы, которые будут регламентировать коммерческое использование маломерного (прогулочного) флота, зарегистрированного в ГИМСе. Инициатор предложения: Правительство Камчатского края
4.1.4. Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность принятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок плавания иностранных спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года № 472 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств».
Инициатор предложения:
Правительство Приморского края

4.2. В части развития въездного яхтенного туризма Правительству РФ, Министерству иностранных дел РФ, Министерству транспорта РФ, Пограничной службе ФСБ России:
4.2.1. Разрешить иностранным гражданам, находящимся в качестве пассажиров и членов экипажа на борту спортивных парусных и прогулочных судов, прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные (озерные) пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов или более без виз в порядке, установленном Правительством РФ. Инициатор предложения: Участники VI Международного форума «Морской туризм»
4.2.2. Рассмотреть возможность включения мероприятий по реконструкции и модернизации причалов № 2-5 в порту Выборг для приема пассажирских (круизных) судов и модернизации инфраструктуры для приема маломерных иностранных судов в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы» (подпрограмма «Морской транспорт»).
4.2.3. Инициировать работу по наделению морского пункта пропуска Выборг функциями по приему маломерных иностранных судов в рамках ФЦП «Государственная граница на 2012-2017 годы».
4.2.4. Инициировать работу по включению порта Выборг и порта Приморск в перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств (утв. распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2012г. №734-р);
4.2.5. Инициировать работу по включению рек Волхов, Нарова, и судоходных каналов Сайменский и Новоладожский в «Перечень внутренних водных путей РФ, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств» (утв. распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2012г. №734-р).
Инициатор предложений:
Правительство Ленинградской области

4.3. В целях создания необходимых условий и популяризации отдыха на воде в сфере яхтенного туризма требуется решение следующих вопросов на федеральном уровне:
4.3.1. По сохранению и преумножению протяженности внутренних водных путей, отвечающих требованиям безопасности плавания маломерных и прогулочных судов.
4.3.2 Созданию по берегам рек, заливов, озер и водохранилищ мест для стоянки этих судов.
4.3.3. Закреплению за Минтрансом России, в оперативном управлении которого находятся причальные сооружения в морских портах как объекты государственной собственности, обязанности предоставления права на стоянку яхтенным и прогулочным судам под иностранным флагом, заходящим в Россию в туристических целях.
4.3.4. На законодательном уровне закрепить обязанность государственных контрольных органов по оформлению пересечения государственной границы по упрощенной процедуре, в том числе, в местах, не обустроенных как пункт пропуска.
4.3.5. Предоставления льгот в системе государственного налогообложения для предприятий, занятых в сферах малого судостроения или снижение импортных пошлин на ввоз яхтенных и прогулочных судов, которые не производятся в странах Таможенного союза.
4.3.6. Обнуление импортных пошлин для спортивных парусных судов, предназначенных для занятий детским парусным спортом и судов олимпийских классов.
Инициатор предложения:
Правительство Калининградской области

4.4. Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству по туризму рассмотреть возможность создания Федеральной программы развития яхтенного туризма посредством создания сетей (цепочек) опорных точек, основанных на водных поселках (наплавных сооружениях), что потребует лишь подключения береговых инженерных сетей, а не выделения земли для этих объектов. Эти водные поселки с наплавными заправочными станциями должны охватывать не только водных туристов, но и «кемперов» (автодома и прицепы), автотуристов, воздухоплавателей малой авиации и другие группы туристов для обеспечения рентабельности. Данная мера приведет к увеличению минимум на порядок турпотока, сокращению времени на развертывание объектов инфраструктуры туризма.
Инициатор предложения:
Морской клуб Ассоциации яхтинга

4.5. В целях навигационно-картографического обеспечения внутренних водных путей и привлечения в Россию иностранных яхтенных туристов Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству по туризму, Министерству культуры РФ, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ разработать и издать серию специализированных яхтенных лоций на русском и английском языках, содержащих необходимые для яхтсменов сведения о внутренних водных путях Российской Федерации, а также о прибрежных морских акваториях. Материалы издавать как на бумажных, так и на электронных носителях, с регулярными обновлениями. Необходимо издать яхтенные лоции по водным маршрутам РФ, в первую очередь, между Санкт-Петербургом и Москвой (Часть 1). Часть 2. От Москвы до Волгограда. Часть 3. От Волгограда до Новороссийска. Часть 4. От Волгограда до Астрахани. Часть 5: От Астрахани до Махачкалы – Дербента. Яхтенная лоция Азовского, Черного, Каспийского морей. Современные отечественные средства картографического и навигационного обеспечения ориентированы преимущественно на судоводителей коммерческих судов. Информация, востребованная владельцами маломерных судов, недостаточна и разрознена. В результате снижается безопасность судоходства в общем и безопасность эксплуатации маломерного флота в частности, тормозится развитие как внутреннего, так и въездного яхтенного туризма, любые затраты на развитие яхтенной инфраструктуры остаются малоэффективными. Данная мера даст возможность обеспечить потребности отечественных и зарубежных яхтсменов в достоверной и полной информации об имеющейся инфраструктуре прибрежных территорий, а также историко-культурных и природных достопримечательностях, встречающихся на водных маршрутах России.
Инициатор предложения:
Ассоциация яхтенных капитанов «Межрегиональная общественная организация капитанов яхт», Комитет по туризму Республики Дагестан

4.6. В целях развития яхтенного туризма в Республике Крым и Севастополе, увеличения поступлений в бюджет этих субъектов, оптимизации процедуры контроля за передвижением плавсредств и их экипажей, решения социально-экономических проблем населения прибрежной морской зоны:
4.6.1. В соответствии с Федеральным Законом о государственной границе Российской Федерации установлен режим государственной границы (ст.7); Ст. 5 п. 2 Закона устанавливает границу РФ на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации; Ст. 16 Закона определяет содержание и установление режима пограничной зоны в рамках компетенции соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти на территориях субъектов РФ. Для условий Республики Крым и г. Севастополя Пограничной службе ФСБ России, Управлению пограничной службы РФ в Республике Крым и г. Севастополе рассмотреть возможность внести следующие изменения в Приказ ФСБ России от 15.10.2012 № 515: п. 3.6. изложить в следующей редакции: В случае плавания судов и средств во внутренних территориальных водах Российской Федерации без пересечения границы и в пределах зоны прямой видимости от уреза воды (4,7 км или 2,5 морских мили) информация и учет плавания плавсредств, в том числе, при смене баз стоянок ведется в журналах учета плавания на базах стоянках маломерного флота и яхтенных портах-маринах. В случае если предполагается выход за пределы 2,5 мильной зоны, то перед выходом судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод дежурная служба баз-стоянок маломерного флота (яхтенных портов, портов) обязаны уведомить владельцев судов об имеющихся ограничениях в движении судов по акватории ответственности соответствующей погранслужбы и получить разрешение на такой выход в погранслужбе. Если таких ограничений нет (п. 1.5 Приказа ФСБ № 515), то все суда получают возможность беспрепятственного выхода в море, а выход и возвращение на базу-стоянку маломерного флота регистрируется дежурной службой в соответствующем журнале выхода судов. Владельцы (капитаны) судов обязаны нести постоянную радиовахту на специальном канале связи (16 CH VHF). При выходе за пределы 2,5-мильной зоны, владельцы (капитаны) судов обязаны поддерживать связь с погранслужбой и дежурной службой базы-стоянки маломерных судов по установленным каналам связи. п. 3.9. изложить в следующей редакции: б) запрещается: - использовать не поставленные на учет суда и средства; - хранить суда и средства вне установленных пунктов базирования без уведомления об этом дежурной службы базы-стоянки и соответствующего органа погранслужбы; - отключать технические средства контроля и связи во время плавания. В случае принятия поправок следует доработать весь Приказ в соответствии с внесенными изменениями, а также при необходимости внести изменения и дополнения в смежные законодательные акты и нормативные документы. При этом контроль за безопасностью судоходства в 2,5-мильной прибрежной зоне будет осуществляется соответствующими подразделениями водной полиции и ГИМС.
4.6.2. Министерству иностранных дел РФ, ФСБ России, Пограничной службе ФСБ России, Федеральной миграционной службе внести изменения и дополнения в ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» и в ст. 5 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о том, что члены экипажа из стран, не имеющих соответствующих соглашений о безвизовом посещении Российской Федерации, при заходе в порт (марину) с пунктом пропуска через государственную границу РФ могут находиться на территории федерального округа порта захода в течение 3 суток без визы после соответствующего прохождения пограничного контроля; такая процедура сохраняется для всех членов экипажа судна при заходе в любые следующие порты (марины) с оборудованными пунктами пропуска через государственную границу РФ при отсутствии правонарушений за период нахождения в границах РФ, а также при соблюдении всех соответствующих требований Федеральной миграционной службы к иностранным гражданам и лицам без гражданства; в случае непрохождения пограничного контроля членом экипажа он должен находиться на борту судна в течение всего времени стоянки в порту захода; все суда под иностранным флагом, пересекающие границу Российской Федерации, учитываются соответствующими уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае принятия изменений и дополнений следует внести соответствующие изменения и дополнения в иные смежные законодательные акты РФ.
4.6.3. Федеральной таможенной службе, ФСБ России, Пограничной службе ФСБ России, Федеральной миграционной службе внести в Постановление Правительства РФ № 472 от 12 мая 2012 г. («Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств» действуют в редакции Постановления № 608 от 20.07.2013 г.) и другие смежные акты такие изменения, чтобы решались следующие задачи: • правила распространялись на яхты под иностранными флагами независимо от того, является владельцем физическое лицо или иностранная компания; • была возможность оформления яхты по доверенности на капитана или представителя владельца; • выход яхты за пределы РФ имело право осуществлять лицо, не обязательно ее ввозившее, а то уполномоченное лицо, которое имеет доверенность от владельца яхты; • перемещение между маринами РФ яхта под иностранным флагом осуществляла на условиях, аналогичных для яхт под российским флагом; • срок нахождения яхты во внутренних водах составлял один год с возможностью продления без выхода при условии ремонта или иных обстоятельств при отсутствии нарушений со стороны экипажа яхты за время стоянки; • после оформления выхода яхты предусмотреть возможность изменения срока выхода в связи с погодными условиями или техническим состоянием яхты.
Инициатор предложения:
Общественная организация «Аквасфера»

4.7. Участникам рынка яхтенной индустрии создать негосударственный союз яхт-клубов, который позволит наладить взаимоотношения между всеми участниками рынка.
Инициатор предложения:
ООО «Гранд-Марин»

4.8. В целях создания инфраструктуры для внутреннего водного туризма, а также привлечения инвестиций в отрасль:
4.8.1. Министерству транспорта РФ разработать единый документ, регламентирующий размещение и эксплуатацию сервисных сооружений на реках и озерах (стоянок, заправочных станций, станций обслуживания).
4.8.2. Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму разработать меры по стимулированию инвестиций в инфраструктуру водного туризма, направленные на развитие ГЧП в этой сфере; предусмотреть финансовые средства на эти цели в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», начиная с 2015 года. Открытие внутренних водных путей для плавания некоммерческих иностранных маломерных судов открывает новые возможности для развития речного туризма. Вместе с тем практика 2013 года показывает, что основным сдерживающим фактором является слабая сервисная инфраструктура: отсутствие оборудованных стоянок в черте городов и населенных пунктов, отсутствие заправочных комплексов и станций обслуживания. Главная причина, сдерживающая частные инвестиции в этой отрасли, пробелы и нестыковки в законодательстве, противоречивые требования различных надзорных органов. Кроме того, отсутствуют какие-либо меры поддержки со стороны государства по стимулированию инвестиции в речную инфраструктуру туризма.
Инициатор предложения:
ОАО «Ярославский речной порт»

4.9. Министерству иностранных дел РФ расширить полномочия Генерального консульства РФ в Стамбуле для организации оформления въездных виз для членов экипажей и пассажиров яхт, прибывающих в черноморские порты России при наличии необходимых сопроводительных документов. Для захода иностранных яхт в порты Российской Федерации для членов экипажа требуется наличие или паспортов моряков, или национальных паспортов (с действующими визами), для пассажиров – национальных паспортов (с действующими визами). По сложившейся практике яхты прибывают в Россию на срок более 72 часов (как правило, речь идет о 5-10 рабочих днях). До 99% яхт попадают в Черное море через турецкие проливы, включая судозаход в Стамбул для пополнения припасов. Соответственно, наиболее удобным местом обращения для оформления виз РФ является столица Турции. В связи с действующими полномочиями и юрисдикцией консульства РФ оформляют въездные визы исключительно для граждан страны, в которых эти консульства расположены. Соответственно, граждане других стран технически не имеют возможности получить визы в Стамбуле. Данная мера приведет к значительному увеличению количества яхтенных судозаходов в порты и марины черноморского побережья России, а также развитию яхтенного туризма и для организации фрахтовых программ в данном регионе.
Инициатор предложения:
ООО «Имеретинская стивидорная компания»

5. Кадровое обеспечение водного туризма:

5.1. В целях улучшения ситуации по обеспечению гидами и экскурсоводами туристических групп в различных городах России, а также улучшения качества оказываемых ими услуг:
5.1.1. Министерству культуры РФ ввести на всей территории России обязательную аккредитацию гидов-переводчиков и экскурсоводов (по образцу практики Санкт-Петербурга), в том числе, в области водного туризма. Введение обязательной аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов позволит обеспечить однородный и высокий уровень качества экскурсионного обслуживания в регионах Российской Федерации. Стандартизированный уровень качества услуг является общепринятой мировой практикой, свидетельствующей о высоком уровне развития дестинации и способствующей увеличению въездных и внутренних туристских потоков. Инициатор предложения: Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций»
5.1.2. Министерству образования и науки РФ, Федеральному агентству по туризму актуализировать подготовку гидов-переводчиков в учебных заведениях России. Для устойчивого развития круизного туризма нужна системная подготовка гидов. На данный момент в некоторых регионах России, для которых актуален круизный туризм (например, Краснодарский край и др.), сложилась непростая ситуация по обеспечению круизных туристов на экскурсиях гидами.
Инициатор предложения:
Правительство Камчатского края, Inflot Worldwide Tours

5.2. Министерству РФ по делам Крыма, Министерству курортов и туризма Республики Крым поддержать создание Российской школы анимационного мастерства на территории Крыма для организации профессиональной подготовки специалистов в сфере досуга и развлечений для различных направлений туризма и отдыха, в том числе, морского и речного. Необходима административная поддержка и содействие в предоставлении помещений, строений или площадок для организации образовательных и творческих процессов. Открытие такой школы поможет повысить общую культуру отдыха, дать рабочие места большому количеству молодежи.
Инициатор предложения:
Российский творческий союз работников культуры

5.3. Министерству образования и науки РФ, Министерству культуры РФ рассмотреть возможность создания инновационных площадок на базе российских университетов для научных исследований в рамках межрегиональных событийных проектов морского (речного) туризма, где студенческие научно-исследовательские коллективы будут являться важной частью инновационной инфраструктуры туризма региона. Эти усилия должны привести к росту мобильности студентов туристских направлений подготовки, работодатели и преподавателей высшей школы и более тесной кооперации в научных исследованиях в рамках профессионального туристского образования с представителями межотраслевого туристского комплекса.
Инициатор предложения:
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

6. Развитие береговой инфраструктуры и событийного туризма:

6.1. Федеральному агентству по туризму рекомендовать субъектам РФ, для которых актуален круизных туризм, создать понятную и удобную систему ориентирования для туристов в портовых городах (в частности, в портах Республики Крым), в том числе, для иностранных туристов; открыть сеть информационных центров с предоставлением карт городов на нужных языках.
Инициатор предложения:
Inflot Worldwide Tours

6.2. Министерству культуры РФ, Правительству Санкт-Петербурга поддержать строительство Музея истории фортов Кронштадтской крепости. Необходима программа государственного участия в восстановлении, сохранении и популяризации военно-исторического наследия России.
Инициатор предложения:
ОАО «Третий парк»

6.3. Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму, Правительству Санкт-Петербург рассмотреть возможность размещения в одной из гаваней Кронштадта 4-5-палубный пассажирского теплохода (списанного по регистру), который будет переоборудован в отель.
Инициатор предложения:
СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта»

6.4. Министерству культуры РФ, Федеральному агентству по туризму поддержать инициативу Правительства Санкт-Петербурга о проведении ежегодного Санкт-Петербургского морского фестиваля.
Инициатор предложения:
Правительство Санкт-Петербурга

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02