17 декабря 2012

Александр Дегтярёв: «Инновационную экономику не построить без инновационной системы образования»

22-23 ноября город на Неве встречал делегатов V Международной конференции «Кадровая политика» Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России», темой которой стал вопрос кадрового обеспечения транспортного комплекса России. Нужно отметить, что еще ни одно пленарное заседание конференций Проекта так не вовлекало аудиторию в процесс обсуждения. Активность делегатов поддерживал Александр Николаевич Дегтярёв – председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и новый член команды Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России».

Александр Николаевич, в сентябре этого года Вам поступило предложение стать частью команды руководителей Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» и возглавить направление «Кадровая политика». Первое мероприятие под Вашим руководством, подготовленное при Вашем содействии и активном участии, прошло в ноябре. Как Вы оцениваете его результаты и какие задачи по дальнейшему развитию направления «Кадровая политика» считаете приоритетными?

Открывая пленарное заседание конференции, я обратился к залу с вопросом: кто из присутствующих знаком с выпущенными резолюциями? Из трехсот делегатов руки подняли десять человек. Глядя на такой результат, я понял, что главной моей задачей на посту руководителя направления станет работа по продвижению в практику принятых решений. В прошлых резолюциях тоже были интересные предложения и инициативы, но не получили практической реализации. Безусловно, за время работы Проекта по направлению «Кадровая политика» немало достигнуто. Например, я считаю большим успехом открытие в 2010 году Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в Архангельске. Однако, этому результату Проект в большей степени обязан личности и авторитету координатора – Артура Николаевича Чилингарова, а нам в перспективе нужны системные результаты. Я уверен, они будут. В ходе прошедшей конференции я призвал делегатов быть активнее в работе с резолюциями, и уже сегодня мы видим результат: по итогам мероприятия мы получили рекордное число предложений и продолжаем их получать.

Какой механизм достижения результатов по работе с резолюциями Вы планируете использовать?

Сегодня Проект выступает экспертной площадкой, на которой собираются представители власти, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций и выдвигают свои предложения, обсуждают инициативы. Моя задача как главы Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и руководителя направления Проекта – подключиться к работе и сделать так, чтобы внесенные предложения в рамках Проекта получили прикладной характер и воплотились в программных документах различного уровня. Необходимо продолжать работу по развитию инициатив, созданию рабочих групп, проведению дальнейших общественных слушаний! Ведь для того, чтобы та или иная инициатива воплотилась в жизнь и была впоследствии эффективна, еще на этапе обсуждения важно услышать мнение всех сторон – и власти, и бизнеса, и общественности, учесть интересы всех участников. Тот же принцип мы используем в разработке закона «Об образовании», который, учитывая его активное и всестороннее обсуждение, станет действительно народным.

О законе «Об образовании». Эта тема стала одной из самых обсуждаемых и в рамках прошедшей конференции «Кадровая политика», в частности, много говорилось о внесении поправок в документ. Насколько первоначальный вариант закона отличается от того, который Госдума рассмотрит во втором чтении?

Действующий закон был принят в 1992 году. За 20 лет он «оброс» столькими поправками, что превратился в «лоскутное одеяло», разобраться в хитросплетениях которого может далеко не каждый юрист. Сегодня нам нужно сделать современный документ, разработать законодательную базу, отвечающую вызовам времени. Мы не можем построить инновационную экономику без инновационной системы образования. Отмечу, что с того момента, как законопроект готовится ко второму чтению, в Комитет поступило около 1700 поправок, из них примерно две трети отклонены, а треть будет принята. Думаю, первоначальный текст изменится более чем наполовину. В ходе этой работы учтено также множество предложений наших граждан, направленных с августа этого года в Комитет: около 40 тысяч коллективных обращений, содержащих свыше 600 тысяч подписей.

Какие основные положения нового закона Вы выделили бы как ключевые?

Новый закон нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, т.е. уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой. Для этого проектируется связь между образовательными программами и требованиями современного, высокотехнологичного производства, учитываются вызовы нашего быстро развивающегося мира, чего не было в прежних правовых нормах. Конечно, новый закон учитывает и интересы работодателей, в нем по-новому выстроена структура профессиональной подготовки кадров. Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Кроме того, помимо основной программы профподготовки вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям, центры профессиональных квалификаций получают новую законодательную базу. Также важно, что новый закон вводит процедуру независимой оценки качества образования, которая позволит определять соответствие ожиданий родителей, учеников, работодателей, государства по отношению к образовательным организациям.

Александр Николаевич, в этой связи нельзя не задать вопрос о самой обсуждаемой теме последнего месяца - признании ряда российских вузов неэффективными. В интернет-среде распространилось мнение относительно того, что отдельные вузы попали в список будто бы по ошибке. На Ваш взгляд, совершенны ли критерии оценки эффективности?

Самый важный показатель эффективности – востребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Перечень из 50 показателей эффективности вузов был сформирован совместно с Российским союзом ректоров, федеральными органами исполнительной власти. На основании статистических и аналитических данных мониторинга специально созданной Межведомственной комиссией был утвержден перечень из 136 вузов и 450 филиалов, имеющих признаки неэффективности. По итогам проведенной работы в 2013 году будет утверждена программа оптимизации системы учреждений профессионального образования, их развития и модернизации в целях повышения качества высшего образования в соответствии с запросами общества и перспективными задачами развития экономики.

В заключение хочется отметить, что на прошедшей конференции Проекта «Кадровая политика» в ходе пленарного заседания Вы вели живой диалог с аудиторией. Вы вспомнили высказывание государственного деятеля С.Ю.Витте «Кадры решают все». И отметили, что многие его идеи, высказанные более 100 лет назад, по-прежнему актуальны и горячо обсуждаемы. Александр Николаевич, что же нужно сделать для того, чтобы идеи, обсуждаемые вот уже больше ста лет, наконец, получили практическое применение?

Кадры действительно решают все, в этом я полностью согласен с графом Витте. Кадровый потенциал России огромен, но при этом, как это ни странно, очевидна проблема нехватки и «рабочих рук», и «белых воротничков», тормозящая развитие экономики России, в том числе и транспортной отрасли. Как подчеркнул на прошедшей конференции замминистра транспорта России Сергей Аристов, капитана судна можно найти в два счета, а вот механика – очень тяжело. Сейчас школьников родители пугают: «Будешь плохо учиться – пойдешь в ПТУ». Пришла пора возвратить престиж рабочих специальностей, популяризировать рабочие профессии. Кроме того, серьезной поддержки со стороны государства и бизнес-сообщества требует инженерно-техническое образование. Также необходимо сконцентрировать наши усилия и на переподготовке кадров – дать им новые компетенции и сформировать новое инновационное мышление. Только совместными усилиями в рамках этой базовой триады задач можно достичь синергетического эффекта. Этот путь и есть ключ к развитию инновационной экономике страны.

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02