Поддержка и обсуждение в регионах РФ

Резолюция I Международной конференции конференции GlobalPORT-2010  «АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 

БРОВКО АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования системы авиационной безопасности Российской Федерации предлагаем внести в Проект резолюции I Международной конференции «АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» следующие дополнения:

1. Для обеспечения действенного контроля территорий базирования воздушной техники в обязательном порядке оборудовать аэропорты и иные места базирования воздушных судов системами видеонаблюдения и периметровой сигнализации.

2. В целях оптимизации процедур контроля и досмотра на входах в аэровокзалы оснастить подразделения органов внутренних дел на транспорте и службы безопасности аэропортов и предприятий-авиаперевозчиков современными средствами обнаружения оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств (рентгенотелевизионные интроскопы с функцией автоматического определения взрывчатых веществ, многозонные стационарные металлоискатели, настольные экспресс-детекторы паров взрывчатых веществ, микроволновые сканеры или рентгеновские установки типа «Хомо-скан» для досмотра пассажиров, нелинейные локаторы для выявления электронных компонентов взрывателей, переносные рентгенографические комплексы и др.).

 

ПАВЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЦЕНТРА ПС И АБ УЛЬЯНОВСКОГО ВЫСШЕГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Предложения для резолюции I Международной конференции «Авиационная безопасность»:

1. На базе одного из в ВУЗов ГА создать научно-методический центр, которому поручить координировать разработку научно-исследовательских и учебно-методических работ в учебных заведениях ГА и других министерств и ведомств, направленных на совершенствование системы подготовки авиационного персонала;

2. Поручить созданному научно-методическому центру «Авиационная безопасность» (НМЦ АБ) разработать план создания тренажеров различных систем и назначений по авиационной безопасности и технические предложения (задания) на их изготовление;

3. Включить в план финансирования НИОКР ФСНСТ темы НИР; «Разработка методики психологического обследования кандидатов (абитуриентов), поступающих в ВУЗы ГА для обучения их специализациям «Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности» (ведущий исполнитель УВАУ ГА (И)) и «Организация авиационной безопасности» (ведущий исполнитель СПБ УГА);

4. Включить в план финансирования НИОКР ФСНСТ тему НИР «Разработка теории математических моделей авиационной безопасности» (ведущий исполнитель УВАУ ГА (И)) как наиболее актуальную тему для современного образовательного процесса по авиационной безопасности ГА;

5. Поручить созданному НМЦ АБ организовать НИР по теме «Определение области (границ) допустимости использования информации по авиационной безопасности в учебном процессе не нарушающей требований обеспечения информационной безопасности» (включаю ведомственную и государственную).

 

ГОЙДА ВАСИЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

МИНИСТР ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Вашим обращением направляю предложения в Проект резолюции I Международной конференции «Авиационная безопасность».

1. В целях разработки и совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности необходимо создание научно-методического центра (возможно, на базе одного из профильных учебных заведений), которому целесообразно поручить разработку единой программы подготовки и обучения авиационного персонала по безопасному функционированию воздушного транспорта, в том числе разработать нормативно правовую базу для проведения аттестации служб авиационной безопасности, руководящего состава служб авиационной безопасности, а также личного состава служб авиационной безопасности.

2. Необходимость оказания государственной поддержки региональным (малобюджетным) аэропортам по финансированию части расходов на обеспечение авиационной безопасности, в том числе для закупки современных технических средств досмотра и охраны аэропортов, а также оплаты охранных услуг подразделениям охраны УВО при МВД и УВО Минтранса.

3. В целях определения степени защищенности аэропортов и планирования возможности оказания им финансовой поддержки, осуществить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (аэропортов) от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

4. С учетом результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, осуществить категорирование объектов, в том числе объектов гражданской авиации, которое определит:

- необходимое количество специалистов задействованных в обеспечении авиационной безопасности;
- количество средств технического досмотра, технических средств охраны и другого оборудования;
- требования к другим мерам обеспечения авиационной безопасности, в зависимости от величины объектов, их сложности, местоположения и окружающей обстановки.

5. На основании результатов оценки уязвимости объектов и проведенного их категорирования, отработать механизм дифференцированной финансовой поддержки авиапредприятий, с целью недопущения нарушения мер авиационной безопасности из-за низкой платежеспособности отдельных из них.

6. В настоящее время актуальной становиться задача объединения усилий всех структур, задействованных в обеспечении безопасности на транспорте. В отношении воздушного транспорта, это:

- необходима постоянная работа аэропортовых комиссий по авиационной безопасности, на рассмотрение которых рекомендовать выносить вопросы противодействия актам незаконного вмешательства;
- периодическое проведение совместных учений и тренировок взаимодействующих структур;
- постоянный обмен оперативной информацией с целью своевременного предотвращения возможных террористических актов.

7. Необходима разработка единых квалификационных требований и методических рекомендаций по проведению аттестации служб авиационной безопасности;

8. Пункт 5.3.3. изложить в следующей редакции: «Внедрение тщательной системы отбора кандидатов на вакансии в службы авиационной безопасности, руководствуясь принципами психологического соответствия, соответствия уровня физической подготовленности и индивидуального подхода к каждому кандидату.

9. Пункт 5.2.2. дополнить и изменить: «Обучение в транспортных ВУЗах по специальности «транспортная безопасность». В рамках специальности разбить на специализации:

- инженерно-техническое обеспечение транспортной безопасности (оказание услуг);
- организация обеспечения транспортной безопасности (оказания услуг);
- контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения транспортной безопасности.

 

НЕВЗОРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗАО «АЭРОМАШ»

На Ваше обращение от 20.04.2010 г. № АБ-505 направляю Предложения ЗАО «АэроМАш - АБ» в резолюцию 1-й Международной конференции «АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», состоявшейся 15-16-апреля 2010 года в Санкт-Петербурге:

1. Внести изменения в часть 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации и изложить ее в следующей редакции: «2. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензию и сертификат, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

2. С целью оптимизации численности служб авиационной безопасности аэропортов предлагается исключить из Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от25.072007 г.№104 жесткую регламентацию количественного состава групп досмотра пассажиров (п.38). Изложить упомянутый пункт в следующей редакции: «П. 38. Численность групп предполетного досмотра пассажиров и членов экипажей определяется аэропортовой комиссией в зависимости от технической оснащенности пунктов досмотра техническими средствами досмотра, пассажиропотока и квалификации сотрудников авиационной безопасности».

3. С целью создания единого подхода в установлении сборов за обеспечение авиационной безопасности, взимаемых хозяйствующими субъектами поручить Правительству Российской Федерации разработать методику определения их размера в зависимости от класса аэропорта, его оснащения в соответствии со стандартами и пропускной способности пассажиров.

4. Нормативная правовая база по противодействию терроризму и обеспечению транспортной безопасности как составной его части, должна быть ориентирована на создание системы превентивных, профилактических мер, нацеленных на нейтрализацию действия и устранение причин и условий возникновения и распространения терроризма в стране.

5. При подготовке нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере необходимо учитывать международные стандарты в области обеспечения авиационной безопасности как обязательный признак их системности и условие интеграции в международный рынок пассажиров и грузов.

6. Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение авиационной безопасности, должны учитывать интересы различных субъектов в этой сфере. Правовые коллизии, на первый взгляд незначительные, создают порой непреодолимые барьеры для правоприменителя. В сфере обеспечения транспортной безопасности за это приходится платить слишком высокую цену.

7. Позиция органов исполнительной власти в части определения в нормативных правовых актах задач, функций, полномочий субъектов и процедур обеспечения безопасности транспортного процесса должна быть приоритетной. Изменения указанных норм в результате правотворческого процесса должны проходить обязательное повторное согласование с их разработчиками.

8. Законодательные акты в сфере транспортной безопасности должны разрабатываться консолидированно, с учетом мнений всех заинтересованных субъектов, что обеспечит создание единой правовой основы антитеррористической деятельности.

 

СОЗОНОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕЖИМУ ОАО «АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО»

Предложения для Резолюции I Международной конференции «Авиационная безопасность»:

В связи с постоянно растущими требованиями по авиационной безопасности предлагаю:

1. Определить минимально необходимые нормативы технической оснащенности, штатной численности служб авиационной безопасности аэропортов (по каждому аэропорту или по категориям аэропортов).

2. Законодательно четко разграничить полномочия САБ, линейных подразделений органов внутренних дел в аэропортах, вневедомственной и ведомственной охранах, аэропортовых комиссий по авиационной безопасности.

3. Привести в соответствие «Воздушный кодекс РФ» и Закон «Об оружии» в части определения порядка приобретения, хранения и использования служебного оружия службами авиационной безопасности для выполнения возложенных задач, чтобы исключить факты судебных разбирательств и консолидировать усилия на обеспечение авиационной безопасности на предприятиях, регионах и в целом в России.

4. Утвердить на законодательном уровне порядок софинансирования государства и аэропортов, независимо от форм собственности, мероприятий по авиационной безопасности (пример: 50x50, как в других государственных программах).

 

ЧУДНОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО»

В соответствии с поручением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области направляем предложения в проект Резолюции I Международной конференции «Авиационная безопасность», состоявшейся в городе Санкт-Петербурге 15-16 апреля 2010 года.

1. Разработать требования по обязательному оборудованию ограждения периметра необходимыми инженерными и техническими средствами охраны аэропортов, порядок их финансирования государством и аэропортами. В настоящее время необходимость оборудования системами видеонаблюдения и контроля доступа, оповещения о вторжении на контролируемую территорию и объекты аэропорта, документирования состояния системы охраны и охраняемых объектов, вообще не регулируются отечественными нормативными документами или документы носят лишь рекомендательный характер

2. Необходимо разработать требования и нормы по установке интегрированной системы безопасности. Необходимо законодательно определить круг должностных лиц или организаций, ответственных за их установи (монтаж), эксплуатацию (техническое обслуживание, ремонт) и использование.

3. При разработке и установке систем необходимо предусмотреть требования о возможности включения в дальнейшем этих средств в интегрированные системы мониторинга состояния защищенности объектов.

4. Статья 84 Воздушного Кодекса РФ предусматривает осуществление охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры подразделениями ведомственной охраны федерального органу исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ. До настоящего времени соответствующее постановление Правительства РФ, регламентирующее порядок охраны отсутствует, законодательно не прописан порядок и механизм финансирования подразделений МВД РФ. При этом проблемы, стоящие перед аэропортом в области авиационной безопасности только возрастают.

5. Вся ответственность за выполнение требования авиационной безопасности возлагается только на службы авиационной безопасности аэропортов. Можно предположить, что сотрудники органов внутренних дел, участвующие в осуществлении процедур обеспечения авиационной безопасности, в том числе по охране территории аэропорта, не могут и не будут нести материальную, юридическую и уголовную ответственность за причиненный ущерб в случае некачественного или неполного исполнения возложенных на них обязанностей при наступлении негативных последствий. Необходимо разработать нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры подразделениями органов внутренних дел, предусматривающий финансирование на содержание охраны и ответственность.

6. Законодательно четко разграничить полномочия службы авиационной безопасности, линейных подразделений органов внутренних дел в аэропортах, вневедомственной и ведомственной охраны.

7. Состояние исполнения законодательства, направленного па предотвращение актов терроризма на объектах транспортного комплекса, в том числе воздушного транспорта, в 2009 г. проверялось Генеральной Прокуратурой РФ. В период с 25 по 29 января т.г. международный аэропорт Екатеринбург (Кольцово) был подвергнут комплексной проверке Уральской транспортной прокуратурой, Свердловской транспортной прокуратурой, Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), Уральским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ Росавиации и Управлением государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В составе комиссии также работали сотрудники Центра сертификации ГОСНИИ ГА. По итогам проверок сделан вывод о том, что еще не сформирована в полной мере нормативно-правовая база для обеспечения безопасности на транспорте, что не позволяет создать надежную систему защиты от актов терроризма и иных противоправных действий.

8. На воздушном транспорте вопросы обеспечения безопасности наряду с общим законодательством регламентируются Воздушным Кодексом РФ. Он содержит многочисленные нормы, обеспечивающие безопасность, но на законодательном уровне недостаточно четко прописаны вопросы авиационной безопасности:

• не определены конкретные задачи правоохранительных органов в сфере авиационной безопасности,

• не определено правовое положение службы авиационной безопасности и правовое положение их сотрудников,

• не предусмотрен механизм финансирования со стороны государства мероприятий по обеспечению авиационной безопасности,

• не реализовано положение Воздушного кодекса, в части вооружения сотрудников службы авиационной безопасности служебным, гражданским оружием и специальными средствами.

С учетом актуальности рассматриваемой тематики, в график работы ОАО «Аэропорт Кольцово» включено участие сотрудников службы авиационной безопасности в ежегодных международных конференциях «Авиационная безопасность».

 

ШАНЦЕВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛИНОВИЧ

ГУБЕРНАТОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

На Ваш запрос о предоставлении предложений для принятия итогового документа I Международной конференции «АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (далее - Конференция), состоявшейся в Санкт-Петербурге 15-16 апреля 2010 года, сообщаю, что рассмотренные на Конференции темы и вопросы имеют важное значение для интеграции России в международную систему авиационной безопасности и создания оптимальной системы защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Проблемы, обозначенные в Проекте резолюции Конференции, являются актуальными для авиапредприятий Нижегородской области.

Учитывая, что в перечне мероприятий, сформулированных в проекте резолюции, наше мнение по рассмотренным вопросам учтено в полном объеме, предлагаю принять итоговый документ.

 

РАЗУМОВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

ВРЕМЕННО ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДОЛЖНОСТЬ МИНИСТРА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области поступило Ваше обращение с Проектом резолюции I Международной конференции «Авиационная безопасность», которая проходила 15 апреля 2010 года в г. Санкт-Петербурге. В связи с этим сообщаю следующее:

Министерство, изучив представленные материалы, одобряет данный проект и считает, что вопросы, затронутые конференцией, являются актуальными па сегодняшний день. Претворение в жизнь изложенных в резолюции предложений будет способствовать повышению уровня защищенности инфраструктуры и транспортных средств гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Восточно-Сибирским территориальным отделом государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу предлагается включить следующие пункты в проект резолюции:

1. По аналогии с зарубежными государствами создать единый фонд обеспечения мер авиационной безопасности, который будет финансироваться с процента продажи авиабилетов. Даже минимальная сумма с каждого проданного билета с учетом увеличения объемов авиаперевозок в 2010 г., позволит оказать адресную помощь аэропортам с малой интенсивностью полетов, расположенных в социально-значимых районах страны.

2. Ускорить введение уровней безопасности в зависимости от потенциальных угроз в разных регионах страны. Это позволит оптимизировать работу служб авиационной безопасности, сотрудников МВД, занятых на предполетном досмотре, вневедомственной охране МВД и ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации.

3. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях в части увеличения суммы штрафов за грубое и систематическое нарушение мер авиационной безопасности в отношении юридических и должностных лиц. Вместо 2,5 тысяч штрафов на сегодняшний день за нарушение мер авиационной безопасности, сумма должна быть увеличена на порядок.

4. Увеличить совместно с ФСБ количество учебных мероприятий по отработке действий служб аэропорта и членов экипажей при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушного судна, минированием аэропортов, топливозаправочных комплексов и других особо важных объектов гражданской авиации.

5. Организовать постоянную разъяснительную работу с пассажирами посредством телевидения и прессы о необходимости четко соблюдать требования мер авиационной безопасности и действиям пассажиров при возникновении чрезвычайных ситуаций в аэропорту и на борту воздушного судна.

Иркутский филиал Московского государственного технического университета (ИФ МГТУ ГЛ.) гражданской авиации считает целесообразным внести в проект резолюции следующие, изменения и дополнения:

1. пункт 5,1 изложить в следующей редакции: «Рассмотреть и утвердить совместно с СПбГУ ГА и МГТУ ГА концепцию и план реализации национальной программы обучения и подготовки авиационного персонала по безопасности функционирования воздушного транспорта, построенную на принципах менеджмента безопасности, основная задача, которой будет заключаться в управлении устойчивостью, безопасностью и эффективностью воздушного транспорта РФ».

2. пункт 5.2 изложить в следующей редакции: «На базе Центров переподготовки и повышения квалификации кадров (ЦППКК) СПбГУ ГА и МГТУ ГА создать научно-методологические центры по авиационной безопасности (НМЦ АБ), которые будут заниматься координацией научно-исследовательской и учебно-методической работы в учебных заведениях ГА и других министерств и ведомств, направленной на совершенствование системы подготовки специалистов по АБ».

3. пункт 5.2.1 изложить в следующей редакции: «Поручить созданным центрам разработать планы создания тренажеров по АБ и технических предложений (заданий) на их изготовление, используя имеющиеся научно-исследовательские базы ВУЗов и предприятий ГА»

4. пункт 5.2.2 изложить в следующей редакции: «Включить в план финансирования НИОКР ФСНСТ тему НИР «Разработка методики психологического обследования лиц, поступающих в ВУЗы ГА на обучение по специальностям «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушною движения» (специализация «Организация авиационной безопасности»), «Сервис на транспорте» (специализация «Авиационная безопасность на воздушном транспорте»).

5. пункт 5.2.3 изложить в следующей редакции: «Включить в план финансирования НИОКР ФСНСТ тему НИР «Разработка математических моделей авиационной безопасности» как наиболее актуальную для современного уровня развития системы авиационной безопасности гражданской авиации».

6. пункт 5.3.2 изложить в следующей редакции: «Создание унифицированных учебных программ для обучения авиационного персонала, учитывающих особенности каждого региона, а также единой базы данных для контроля своевременного прохождения переподготовки в установленные сроки руководителями и специалистами служб АБ».

7. пункт 5.3.3 изложить в следующей редакции: «Прием кандидатов на вакансии в службы АБ проводить только на конкурсной основе, руководствуясь принципами психологического соответствия и индивидуального подхода к каждому кандидату».

8. добавить пункт 5.3.4: «Должностной рост работников служб АБ ставить в прямую зависимость от своевременности прохождения и качества переподготовки в центрах переподготовки и повышения квалификации кадров МГТУ ГА и СПб ГУ ГА».

Кроме того ИФ МГТУ ГА считает, что в резолюции необходимо отразить следующие положения:

1. Разработать нормативно-правовой акт по срокам и объему периодических проверок технической оснащенности аэропортов и аэродромов по обеспечению АБ, уровня подготовки персонала служб АБ и критерии соответствия предъявляемым требованиям.

2. Разработка, опытное производство, испытание новых технических средств АБ должны осуществляться в рамках государственного заказа с соответствующим финансированием, а техническую эксплуатацию и обслуживание этих средств необходимо возложить на соответствующие аэропорты, аэродромы и авиапредприятия, использующие услуги по обеспечению АБ.

3. Особое внимание обратить на обеспечение АБ на аэродромах и в аэропортах совместного базирования гражданской и государственной авиации.

 

САФИН ЛЕНАР РИНАТОВИЧ

МИНИСТР ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Рассмотрев проект резолюции I. Международной конференции «АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», состоявшейся в Санкт-Петербурге 15-16 апреля 2010 года, сообщаем. Вопросы развития авиационной отрасли России, отмеченные в проекте резолюции, в которую вошли все высказанные участниками конференции предложения и инициативы по совершенствованию законодательной базы в области авиационной безопасности, являются актуальными, однако, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан считает необходимым включить следующие замечания и предложения в Проект резолюции:

1. В случае принятия разумной политики в области формирования тарифов на охрану аэропортов, либо государственного содействия в оплате услуг вневедомственной охраны, администрации аэропортов будут в состоянии привлекать к охране большее количество сотрудников милиции ОВО. В связи с этим, наличие огнестрельного оружия у сотрудников САБ представляется неразумным. Уровень подготовки и отбора кадров для несения службы с оружием на данный момент недостаточен. Кроме того, наличие оружия несет дополнительные финансовые нагрузки, связанные с обучением, лицензированием, оборудованием специальных помещений, ежегодными (платными) проверками знаний работников и т.д.

2. В пункте 4.3.2. необходимо внести дополнение в части увеличения численности личного состава ЛОВД аэропортов, так как имеющимся количеством личного состава невозможно полностью усилить контроль за организацией обеспечения авиационной безопасности.

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02