Поддержка и обсуждение резолюции

ГИЗАТУЛИН РИНАТ РИНАТОВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пунктом 1.1. предлагается рекомендовать Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию РФ поддержать работу по реформированию природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе поддержать деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по подготовке пакета законопроектов в сфере охраны окружающей среды. Указанные законопроекты подготовлены во исполнение соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и, на наш взгляд , требуют не поддержки, а ускорения их рассмотрения и принятия, что нашло отражение в перечне поручений Президента Российской Федерации от 20.06.2011 № Пр-1742ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета, состоявшегося 09.06.2011 в г. Дзержинск.

Пунктом 1.4. рекомендуется внести изменения и дополнения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части перераспределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации средств, поступающих от водного налога, платы за пользование водными объектами, и сумм денежных взысканий за нарушение водного законодательства, установления целевого характера расходования средств. В связи с этим отмечаем, что внесение предлагаемых изменений считаем нецелесообразным. В соответствии с бюджетным законодательством расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета. Установление норматива отчисления обозначенных средств в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 60% не позволит направлять поступающие средства по целевому назначению на выполнение природоохранных мероприятий.

Пункт 1.8 проекта резолюции считаем целесообразным изложить в следующей редакции: «Продолжить работу над проектом, федерального закона «О водоснабжении и канализовании» с учетом необходимых обоснованных доработок».

По пункту 1.9. считаем необходимым отметить следующее. Считаем необходимым исключить фразу «сокращение перечня нормируемых веществ». Сокращение перечня нормируемых веществ может привести к бесконтрольному сбросу загрязняющих веществ в водные объекты Российской Федерации, что противоречит основному принципу водоохранного законодательства - приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Кроме того, в подготовленном Минприроды России законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» уже предусмотрен ряд мер по экономическому стимулированию субъектов хозяйственной и иной деятельности к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий, включая применение различных коэффициентов при исчислении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, возможность корректировки данной платы на величину затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В рамках изменений, предусмотренных указанным законопроектом, введение уточнений в нормативы платы за размещение крупнотоннажных технологически неизбежных промышленных отходов с целью недопущения критического для предприятий уровня плат за их размещение, по мнению Минприроды России, не требуется.

Пункт 1.12. предлагаем исключить из проекта резолюции, так как считаем нецелесообразным изменение существующего порядка распределения доходов от платы за пользование водными объектами.

В 2002-2004 годах, согласно действовавшему на указанный период Федеральному закону от 06.05.1998 №71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», все средства от платного водопользования поступали в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ст. 8 вышеуказанного закона, не менее 50% средств от платы должны были направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, что связано с теми полномочиями, которые должны были осуществлять субъекты Российской Федерации в соответствии с действующим на тот момент Водным кодексом.

Среднегодовые поступления за указанный период составили 9,93 млрд. рублей, из них на водохозяйственные и водоохранные мероприятия субъекты Российской Федерации направляли в среднем в год 2,7 млрд. рублей (27% от поступивших средств). Более 60% субъектов Российской Федерации направляли на водоохранные и водохозяйственные мероприятия только 20-30% от собранных средств по платному водопользованию. Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, собирая в среднем за год плату в сумме 2,8 млрд. рублей, направляли на осуществление функций в сфере водных отношений менее 10%) от собранных средств по платному водопользованию. Регулярное недофинансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий привело к серьезным негативным явлениям в состоянии водохозяйственного комплекса и качества водных ресурсов.

Введение с 01.01.2005 года гл. 25.2 «Водный налог» второй части Налогового кодекса Российской Федерации позволило консолидировать средства водного налога в федеральный бюджет и обеспечить финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий в размере 9,5 млрд. рублей. При этом планирование водохозяйственной деятельности по конечному результату позволяет оптимизировать расходование средств федерального бюджета и достигнуть максимальной эффективности их вложения.

Согласно статье 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 1.13. предусматривается «Принять необходимые меры по правовому урегулированию вопросов возмещения вреда окружающей среде, в том числе водным объектам, предусмотрев внесение изменений в законодательство Российской Федерации и разработку нормативных правовых актов, определяющих порядок и процедуры добровольного возмещения вреда окружающей среде». При этом существующим законодательством (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статья 78, пункт 1) уже предусмотрена норма, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Пунктом 1.14. Предусматривается «Установить административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйствующим субъектом мероприятий по охране окружающей среды, в том числе за сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод в водные объекты и их водосборные бассейны, превышение нормативов допустимых сбросов, эксплуатацию водозаборных сооружений без эффективных рыбозащитных устройств, а гидротехнических сооружений без устройств, обеспечивающих пропуск производителей рыб к местам нереста и обратно». При этом существующим законодательством (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», статьи 8.13, 8.14, 8.15, 8.38) такие нормы административной ответственности уже предусмотрены.

Кроме того, считаем целесообразным дополнить раздел 1. «Основы природоохранного законодательства Российской Федерации» проекта резолюции, рекомендацией исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечить реализацию статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации в части приоритета охраны водных объектов перед их использованием;
- при осуществлении полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных субъектам Российской Федерации, обеспечить эффективное выполнение водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также достижение соответствующих целевых прогнозных показателей.

Пункт 2.2 предлагаем исключить. Министерством проводится работа по обеспечению выполнения Перечня мероприятий подпрограммы «Освоение и использование Арктики» федеральной целевой программы «Мировой океан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 № 919, в том числе по первоочередным мероприятиям по очистке Арктической зоны Российской Федерации от загрязнений. Также Минприроды России разработан проект концепции федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (на 2012 - 2020 годы)» (далее - ФЦП), предусматривающий проведение мероприятий по направлению «Снижение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду Арктической зоны Российской Федерации». В настоящее время проект концепции ФЦП дорабатывается по замечаниям Минэкономразвития России и Минфин России.

В пункте 2.5. слова «технологии, адаптированные к условиям Крайнего севера по переработке и/или обезвреживанию отходов, содержащих нефтепродукты» считаем необходимым исключить, так как разработка технологий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 не входит в компетенцию Минприроды России.

Учитывая изложенное, считаем необходимым доработать представленный проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология» по перечисленным замечаниям и предложениям.

 

АРИСТОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

СТАС-СЕКРЕТАРЬ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство транспорта Российской Федерации рассмотрело обращение от 13.05.2011 № ЭК-138 и проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Экология» и сообщает, что считает возможным согласовать указанный Проект с учетом следующих предложений.

Пункт 2.3 рекомендаций партии «Единая Россия» изложить в следующей редакции:

«Рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта и Министерству транспорта Российской Федерации в целях обеспечения выполнения требований Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, основ Государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу следующее:

1. инициировать создание нормативно-правовой базы, касающейся государственного регулирования торгового мореплавания в Арктической зоне Российской Федерации;

2. создать в Восточном секторе Арктики (в морских портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения) специализированные морские спасательные подразделения;

3. организовать разработку и внедрение новых технологий, обеспечивающих эффективную работу морских спасателей в условиях Арктики;

4. обеспеченность укомплектованность ледоколов штатным аварийно-спасательным и водолазным снаряжением, необходимым имуществом и оборудованием для ликвидации разливов нефти;

5. организовать несение ледоколами аврийно-спасательной готовности в период их нахождения в Арктике (в том числе при выполнении высокоширотных рейсов).»

 

НИКАНОРОВ ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Федеральное агентство водных ресурсов рассмотрело проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология», состоявшейся 17-18 марта 2011 года в Санкт-Петербурге и направляет предложения к проекту резолюции.

1. Считаем необходимым на странице 4 текста проекта резолюции после 1-го абзаца включить следующую информацию:

За последние 5 лет Правительством Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Федеральным агентством водных ресурсов предпринят ряд мер, направленных на повышение эффективности управления водными ресурсами Российской Федерации. В 2007 году вступила в силу новая редакция Водного кодекса Российской Федерации, в его развитие принято более 30 нормативных правовых актов, с 2009 года утверждена и реализуется Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатывается федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012 - 2020 годы». Управление водными ресурсами Российской Федерации осуществляется на основе бассейнового принципа. Созданная в Российской Федерации система бассейновых советов обеспечивает участие всех заинтересованных органов власти, органов местного самоуправления, водопользователей и представителей общественности в выработке рекомендаций по комплексному управлению водными ресурсами на территории бассейнового округа.

Основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов являются Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - СКИОВО), которые разрабатываются для каждого речного бассейна и включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании. Федеральным агентством водных ресурсов ведется активная разработка СКИОВО - основы управления водными ресурсами в Российской Федерации.

Наиболее наглядным примером комплексного управления водными ресурсами служит работа по регулированию водохозяйственного комплекса Кубани, а также каскадов водохранилищ: Волжско-Камского и Ангаро-Енисейского. Вокруг этих водохранилищ исторически сложился сложный многоотраслевой водохозяйственный комплекс, имеющий множество внутренних противоречий, многократно усиливающихся в маловодные годы. И здесь основным решением проблемы гарантированного водообеспечения всех отраслей народного хозяйства является, кроме грамотного регулирования имеющихся водных ресурсов, подготовленность участников водохозяйственного комплекса к работе в условиях маловодья: технических средств водозаборных сооружений предприятий ЖКХ, проведение своевременных технических и ремонтных работ собственниками гидротехнических сооружений.

2. Пункт 1.8 проекта резолюции считаем целесообразным изложить в следующей редакции: «Продолжить работу над проектом федерального  закона «О водоснабжении и канализовании» с учетом необходимы* обоснованных доработок».

3. Считаем необходимым исключить из пункта 1.9 фразу «сокращение перечня нормируемых веществ». Сокращение перечня нормируемых веществ может привести к бесконтрольному сбросу загрязняющих веществ в водные объекты Российской Федерации, что противоречит основному принципу водоохранного законодательства - приоритет охраны водных объектов перед их использованием.

4. В отношении пункта 1.12 проекта резолюции сообщаем, что в 2002-2004 годах, согласно действовавшему тогда Федеральному закону от 06.05.1998 №71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», вес средства от платного водопользования поступали в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ст. 8 вышеуказанного закона, не менее 50% средств от платы должны были направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, что связано с теми полномочиями, которые должны были осуществлять субъ ; Российской Федерации в соответствии с действующим на тог момен; Водным кодексом.

Среднегодовые поступления за указанный период составили 9,93 млрд. рублей, из них на водохозяйственные и водоохранные мероприятия субъекты Российской Федерации направляли в среднем в год 2,7 млрд. рублей (27% от поступивших средств). Более 60% субъектов Российской Федерации направляли на водоохранные и водохозяйственные мероприятия только 20-30% от собранных средств по платному водопользованию. Сибирский Дальневосточный федеральные округа, собирая в среднем за год плату в сумме 2,8 млрд. рублей, направляли на осуществление функций в сфере водных отношений менее 10% от собранных средств по платному водопользованию. Регулярное недофинансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий привело к серьезным негативным явлениям в состоянии водохозяйственного комплекса и качества водных ресурсов.

Введение с 01.01.2005 года гл. 25.2 «Водный налог» второй части Налогового кодекса Российской^ Федерации позволило консолидировать средства водного налога в федеральный бюджет и обеспечить финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий в размере 9,5 млрд. рублей. При этом планирование водохозяйственной деятельности по конечному результату позволяет оптимизировать расходование средств федерального бюджета и достигнуть максимальной эффективности их вложения.

Согласно статье 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное, Федеральное агентство водных ресурсов считает нецелесообразным изменение существующего порядка распределения доходов от платы за пользование водными объектами и предлагает исключить из текста проекта резолюции пункт 1.12.

5. По тексту проекта резолюции используется термин, не предусмотренный действующим законодательством: «наилучшая доступная технология». Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающем среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, предусмотрен термин «наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социа/ююм факторов».

6. Считаем целесообразным дополнить раздел 1. «Основы природоохранного законодательства Российской Федерации» проекта резолюции, рекомендацией исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

  1. Обеспечить реализацию статьи 3 Водного кодекса Российском Федерации в части приоритета охраны водных объектов перед их использованием;

  2. При осуществлении полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных субъектам Российской Федерации. обеспечить эффективное выполнение водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также достижение соответствующих целевых прогнозных показателей.

 

ПРОЗОРОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

Комитет считает целесообразным предложить исключить пункт 1.12, предлагающий внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях зачисления водного налога, платы за пользование водными объектами и от суммы денежных взысканий па нарушение водного законодательства по нормативу 40 процентов в федеральный бюджет и 60 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что на рассмотрение Государственной Думы уже поступали законопроекты аналогичного содержания, однако Правительство Российской Федерации их не поддержало и все они были отклонены Государственной Думой в первом чтении.

Консолидация водного налога, платы за пользование водными объектами и от суммы денежных взысканий за нарушение водного законодательства в доходах федерального бюджета обусловлена их неравномерным распределением на территории Российской Федерации и необходима в целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы но Российской Федерации. В этой связи принятие предлагаемых изменений Бюджетный кодекс Российской Федерации может привести к созданию неравных условий по формированию доходов соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

Комитет считает актуальным и важным совершенствование законодательства в области использования и охраны природных ресурсов внутренних морских вод. Для обеспечения работы над законодательными инициативами в области защиты морей от загрязнений нефтью при Комитете создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона «О защите морской среды от загрязнений нефтью».

В этой связи считаем необходимым дополнить рассматриваемый проект резолюции пунктом о возможности организации работы над законопроектами, посвященными созданию механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе, в рамках указанной рабочей группы.

 

РУСНАК ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

На конференции были освещены актуальные вопросы в сфере охраны окружающей среды, определены конкретные направления экологической политики государства, в том числе совершенствование нормативной правовой базы для повышения эффективности принимаемых мер по сохранению окружающей среды и рациональному природопользованию.

В целом министерство одобряет Проект резолюции, однако считает целесообразным внесение следующего предложения:

Пункт 1.10 Проекта резолюции дополнить словами: «Установить, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду имеют целевое назначение и направляются на выполнение природоохранных мероприятий».

 

ЭГЛИТ АЛЕКСЕЙ

И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Считаем необходимым поддержать изложенные в Проекте резолюции предложения и рекомендации, направленные на реформирование и усовершенствование природоохранного законодательства Российской Федерации.

Также, считаем возможным рекомендовать, при внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты, о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного управления полномочиями по организации и осуществлению государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и обращении с отходами производства и потребления за объектами, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта федерации.

При разработке экологических нормативов качества окружающей среды, считаем необходимым в обязательном порядке учитывать климатические и ландшафтно-геохимические особенности конкретных территорий.

 

РЯБИШИН ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Правительство Вологодской области поддерживает Проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология». В то же время считаем целесообразным дополнить указанный проект следующими рекомендациями.

1. В целях ликвидации накопленного экологического ущерба предлагается наделить Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

- полномочиями по осуществлению мер по ликвидации последствий накопленного экологического ущерба, нанесенного отходами предыдущей хозяйственной деятельности. Данное полномочие может быть передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации с одновременной передачей средств в виде субвенций из федерального бюджета;

- полномочиями по определению порядка ведения реестра нарушенных территорий и опасных объектов, связанных с прошлой хозяйственной деятельностью, с учетом их ранжирования по уровню опасности.

2. С целью экономического стимулирования хозяйствующих субъектов и обеспечения финансирования ликвидации накопленного экологического ущерба предлагается на федеральном уровне разработать порядок корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятиям, осуществляющим ликвидацию последствий накопленного экологического ущерба. В настоящее время подпункт «а», пункта 4 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г, № 632 «Об утверждении порядка определения платы" и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» предусматривает возможность корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Однако данная норма не реализуется в связи с отсутствием утвержденного порядка корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

3. В связи с недостаточностью освещения экологических проблем в средствах массовой информации необходимо в рамках существующих федеральных телевизионных каналов создать специализированные программы, показ которых будет осуществляться в удобное для всех слоев населения время.

4. В целях стимулирования средств массовой информации к освещению экологических проблем предлагается учредить на федеральном уровне Национальную премию, вручение которой приурочить ко Дню эколога, Дню охраны окружающей среды (05 июня).

5. Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относятся к полномочиям федеральных органов власти. В 2010 году на коллегию Федерального агентства водных ресурсов Департаментом подготовлен перечень предложений по совершенствованию водного и бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе:

1) о необходимости принятия закона об экологическом образовании;
2) о разработке механизма выделения из федерального бюджета субсидий на водоохранные мероприятия субъекту Российской Федерации, на территории которого в отчетном году произошла авария, повлекшая загрязнение водных объектов, из средств, поступивших в федеральный ф бюджет от компенсации вреда, причиненного водным объектам в результате аварии;
3) о разработке механизма выделения субсидий из федерального бюджета за счет внесенных сумм платы за пользование водными объектами на внедрение наилучших существующих технологий на осуществление капитального ремонта (строительства) водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств, в том числе очистных сооружений канализации.

Кроме того, считаем необходимым ускорить принятие федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

 

СЕМИКОЛЕННЫХ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края по поручению Губернатора Камчатского края В.И. Илюхина рассмотрело и поддерживает проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология».

 

САЛАЕВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА

МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, ознакомившись по поручению Губернатора Сахалинской области с представленным Вами проектом резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология», которая прошла 17-18 марта 2011 года в г.Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «Единая Россия», поддерживает предложения и инициативы по актуальным вопросам несовершенства природоохранного законодательства, экологического образования, экологии морей и внутренних вод Российской Федерации, изложенные в Проекте резолюции.

Замечаний и предложений к представленному проекту резолюции не имеется.

 

 МИХАЙЛОВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Многие темы, поднятые на конференции актуальны и для Ненецкого автономного округа.

В частности, Администрацию Ненецкого автономного округа крайне тревожит отсутствие опробованной технологии по ликвидации нефтяных разливов нефти в ледовых условиях арктических морей.

Уже в декабре 2011 года планируется начало добычи нефти на Приразломном месторождение, расположенном в Баренцевом море, в 55 км от прилегающей территории Ненецкого автономного округа.

Владелец лицензии ООО «Газпром нефть шельф» - 100% дочка Газпрома.

В Баренцевом море благодаря Гольфстриму, проходят миграционные пути печорской семги, угря, трески и других ценных промысловых рыб, располагаются лежбища морского зверя. Субарктические и арктические тундры Ненецкого автономного округа являются единственными в Европе эталонами равнинных тундр, где сохранились естественные нетронутые ландшафты и природные комплексы. Лайды морского побережья, обширные дельты рек, огромные территории водно-болотных угодий, которые обладают идеальными у словиями для гнездования и линьки многих видов птиц в летнее время, в том числе большого количества «краснокнижных» видов, абсолютно беззащитны перед нефтяной угрозой с моря.

Ситуация на Баренцовом море усугубляется присущими ему сильнейшими штормами, туманами, «кочующими» ледяными нолями. Поэтому вероятность аварийных ситуаций весьма велика.

Ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы на Баренцевом море находятся в Мурманске - почти 1000 км от Приразломного месторождения.

Округ крайне заинтересован в создании базы аварийно спасательного подразделения вблизи месторождения Приразломное, например на о. Колгуев или пос. Амдерма. Без содействия Правительства РФ этот вопрос не решить, так как, в соответствии с действующим федеральным законодательством вопросы предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, а так же защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия регулируются органами государственной власти Российской Федерации.

Важной составляющей при оценке воздействия хозяйственной деятельности на состояние водных экосистем является осуществление экологического мониторинга. С 2001 года проводился государственный мониторинг состояния недр на Печорском море. На этом этапе федеральная сеть наблюдений охватывала большинство лицензионных участков, выставляемых на аукционы, с целью получения фоновых оценок природной среды. Основными полигонами работ являлись «Варандей-море» и «Приразломное», а также «Баренц-2».

В период с 2005 по 2007 год в связи с изменением политики МПР и законодательства, федеральная сеть мониторинга была вынесена за пределы участков, подготовленных к добыче нефти.

Считаем, что в связи с началом работ на арктическом шельфе необходимо возобновить мониторинг, как в пределах самих месторождений, так и в зонах прогнозируемого накопления продуктов техногенного загрязнения, находящихся вне пределов лицензионных участков. Данные мониторинга позволят обеспечить контроль зон перегрузки нефтеуглеводородов и их транспортировки по шельфу.

Считаю, что уже сегодня крайне необходима государственная концепция освоения арктического шельфа, где будут отражены, в том числе, вопросы экологической безопасности, организации государственного экологического мониторинга в зоне хозяйственной деятельности на арктическом шельфе.

На сегодняшний день в Ненецком автономном округе нерешенной остается проблема зачистки территорий, на которых ранее дислоцировались воинские части.

Большая часть этих территорий находится на побережье Баренцева и Карского морей.

Администрация округа неоднократно обращалась в Минобороны РФ с предложением провести зачистку территории в местах бывшей дислокации войск, но на сегодняшний день вопрос остается открытым ввиду отсутствия средств в Минобороны РФ на проведение этих работ. Решение вопроса очистки территории НАО от металлолома, бочек из-под горюче-смазочных материалов, военного оборудования, полуразрушенных зданий, сооружений, оставленных воинскими частями, гребует решения на уровне правительства Российской Федерации.

С учетом вышесказанного, Администрация Ненецкого автономного округа, всецело поддерживая рекомендации участников конференции, предлагает внести в п.2 проекта Резолюции следующие пункты:

1. Рекомендовать Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рассмотреть возможность строительства базы аварийно спасательного подразделения МЧС РФ вблизи месторождения Приразломное в Баренцевом море, на о. Колгуев или в пос. Амдерма;

2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ рассмотреть возможность расширения федеральной сети наблюдательных пунктов государственного экологического мониторинга на территории Ненецкого автономного округа, включая зону хозяйственной деятельности нефтегазодобывающих компаний в арктическом шельфе, как в пределах самих месторождений, так и в зонах прогнозируемого накопления продуктов техногенного загрязнения, находящихся вне пределов лицензионных участков;

3. Рекомендовать Правительству РФ поручить заинтересованным ведомствам, проработать вопрос организации работ по рекультивации территорий в Арктике, на которых ранее дислоцировались воинские части в рамках федеральных целевых программ;

4. Рекомендовать Правительству РФ поручить заинтересованным ведомствам, рассмотреть возможность разработки государственной концепция освоения арктического шельфа, в которой будут отражены вопросы экологического страхования, экологической ответственности, экологической безопасности и вопросы организации государственного экологического мониторинга в зоне хозяйственной деятельности на арктическом шельфе.

 

СИДОРЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

По поручению Губернатора Хабаровского края министерство природных ресурсов края рассмотрело проект резолюции II Международной конференции "Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология" и в целом поддерживает его без дополнений.

 

КРАСИКОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ

И.О. МИНИСТРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Министерство экологии и природопользования Московской области присоединяется к мнению участников конференции, что основными экологическими проблемами водных ресурсов страны являются: ухудшение состояния водных объектов и гидротехнических сооружений, деградация малых и больших рек, а также недоработка некоторых положений законодательства РФ.

В части рекомендаций Проекта резолюции, касающихся экологических проблем водных объектов, в рамках своих полномочий Министерство экологии и природопользования Московской области также выступает за рекомендацию изложенную в п. 1.12 о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части распределения средств, поступающих от водного налога, платы за пользование водными объектами и от суммы денежных взысканий за нарушение водного законодательства, по нормативам 40% - в федеральный бюджет, 60 % - в бюджет субъектов РФ (на выполнение природоохранных мероприятий). С таким предложением в целях совершенствования природоохранного законодательства Минэкологии Московской области неоднократно выступало на «круглых столах», проводимых Минприроды России и Росводресурсами.

 

КОЧЕТКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Правительство Республики Хакасия, в соответствии с Вашим запросом (исх. письмо от 13.05.2011 № ЭК-138) о рассмотрении Проекта резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология», благодарит за представленную информацию и направляет в Организационный комитет конференций свои предложения и рекомендации.

1. Предлагаем пункт 1.1. Проекта дополнить абзацем следующего содержания:

- по повышению эффективности организации государственного экологического контроля.

2. Разработать и внедрить федеральную программу по ликвидации прошлого экологического ущерба в области обращения с отходами на период до 2020 года. Учитывая, что при создании органов государственной власти и местного самоуправления на эти органы не была возложена ответственность по ликвидации прошлого экологического ущерба накопленного во времена СССР, расходы по ликвидации ущерба должна взять на себя Российская Федерация.

В целом Правительство Республики Хакасия поддерживает Проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ и надеется, что принятие и реализация экологической политики Российской Федерации позволит решать проблемы в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также принимать решения, направленные на предотвращение, уменьшение и ликвидацию негативного техногенного воздействия на окружающую среду.

 

ЗИМИН АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СЛУЖБА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Считаем целесообразным включить в проект резолюции по итогам II Международной конференции «Экология» (17-18 марта 2011 года) положения, связанные с защитой морской среды Каспийского моря от загрязнения и сохраненном экологического баланса дельты Волги.

Предлагаем Вам рассмотреть следующие дополнения и изменения.

1. Берега России омывают 13 морей. Совокупная площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию государства, составляет 7 млн.кв.км. Состояние многих экосистем морей и рек оценивается как неблагополучное, Особое опасение вызывает угроза потери рыбохозяйственного значения Каспийского моря вследствие высокого уровня загрязнения моря и впадающих в нею рек, формирования бескислородных зон.

В целях предотвращения невосполнимого экономического ущерба от возможной потери биоразнообразия экосистем Каспийского моря предлагаем включить в проект резолюции положения о необходимости разработки целевой государственной программы по оздоровлению экологической обстановки на Каспии с решением вопросов восстановления баланса синтеза и повышения рыбопродуктивности уникальнейшего Волго-Каспийского бассейна.

2. В проекте резолюции конференции не отражены уже наработанные Минприроды России совместно с регионами решения водных проблем, связанные с реализацией Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и с оздоровлением водохозяйственной ситуации в стране.

Основным источником водных ресурсов, питающих и одновременно загрязняющих Каспийское море, является сток волжской воды, Многочисленные водотоки дельты реки Волга привносят в море до 80% всего стока пресной воды и до 90% всех загрязняющих веществ. Учитывая то, что в 2011 году запланировано подготовить и утвердить ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», которая предполагает среди прочих задач стимулирование модернизации очистных сооружений, приведение в безопасное состояние гидротехнических сооружений, расчистку и дноуглубление, в частности, на Нижней Волге, считаем обоснованным выразить соответствующую поддержку от имени участников конференции принятию и реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 г.г.».

3. В разделе документа, посвященном экологической работе Правительства Санкт-Петербурга, приведена фраза: «А в 2010 году на рассмотрение юродских властей БУДУТ вынесены проекты создания еще 6 особо охраняемых природных территорий в соответствии с Планом действий ХЕЛКОМ по охране Балтийского моря».

Учитывая фактические сроки проведения конференции (17-18 марта 2011 года), писать о событиях 2010 года корректно только в прошедшем времени.

 

КУЛЬБАЧЕВСКИЙ АНТОН ОЛЕГОВИЧ

РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ

В проекте Резолюции отражены все вопросы, связанные с повышением эффективности управления вопросами охраны окружающей среды, в частности, в области оздоровления и реабилитации водных экосистем. Решение экологических вопросов планируется проводить с широким привлечением институтов гражданского общества, представителей научных, общественных организаций и бизнес-сообщества. Такой подход позволит решать вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования комплексно, что будет способствовать улучшению экологической обстановки и повышению экоэффективности российской экономики.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поддерживает позиции, высказанные участниками конференции, и предлагает утвердить проект Резолюции в представленной редакции.

 

 ТАРАСОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

Администрация Волгоградской области рассмотрела представленный Проектом Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ Проект резолюции, разработанный по итогам II Международной конференции "Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология", которая состоялась 17-18 марта 2011 г. в Санкт-Петербурге, и поддерживает его без дополнений.

 

ПРИВАЛОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ

МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрев проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология» министерство природных ресурсов Амурской области поддерживает предложения и рекомендации, направленные на формирование и реализацию основных задач в сфере охраны окружающей среды. Считаем, что предложения по обеспечению устойчивого развития страны путем совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды, экономического стимулирования субъектов, повышению организации государственного экологического мониторинга и уровня экологической культуры населения, разработанные в резолюции II Международной конференции являются, особо актуальными, требующими незамедлительного решения для улучшения и сохранения природного потенциала страны.

Министерство природных ресурсов Амурской области рекомендаций и предложений в проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология» не имеет.

 

БЫЧКОВ ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное агентство по рыболовству рассмотрело проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология», состоявшейся 17-18 марта 2011 года в г. Санкт-Петербурге, (далее - проект Резолюции) и считает возможным поддержать в целом названный проект Резолюции.

Вместе с тем, Росрыболовство считает целесообразным пункт 1.9 раздела I рекомендаций Правительству Российской Федерации и Федеральному собранию Российской Федерации дополнить абзацем следующего содержания:

«Сокращение перечня нормируемых веществ осуществляется в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, внедривших наилучшие доступные технологии, при этом возможность такого сокращения подтверждается результатами лабораторных исследований сбрасываемых указанными объектами сточных вод.».

Такое уточнение указанного выше пункта обосновывается следующим.

Сокращение перечня нормируемых веществ (сточных вод), подлежащих производственному экологическому контролю и аналитическим (инструментальным) методам их определения, снижает требования законодательства в области охраны окружающей среды к хозяйствующим субъектам.

При снижении таких требований необходимость перехода к наилучшим технологиям отпадет, хозяйствующие субъекты, не внедрив наилучшие технологии, автоматически достигнут, за счет сокращения перечня регулируемых загрязняющих веществ, соответствующих нормативов их сбросов и выбросов в сфере их деятельности и смогут претендовать на экономическое стимулирование, продолжая загрязнять окружающую среду, причиняя вред ее природным компонентам.

В этой связи Росрыболовство считает целесообразным рассмотреть вопрос о сокращении перечня нормирующих веществ после перехода хозяйствующих субъектов на наилучшие технологии, так как необходимость их нормирования (регулирования) отпадет сама по себе.

Учитывая изложенное, Росрыболовство согласовывает проект Резолюции при условии внесения в него указанных выше дополнений.

 

СУДЬИН ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

И.О. ГУБЕРНАТОРА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Администрация Магаданской области, поддерживая в целом рекомендации, изложенные в проекте резолюции по итогам II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ», предлагает внести некоторые уточнения в следующие пункты рекомендаций.

В раздел 1 Основы природоохранного законодательства Российской Федерации:

- в пункте 1.12 в части распределения средств водного налога и платы за пользование водными объектами в два уровня бюджета, федеральный и региональный, в последнее предложение пункта внести смысловое уточнение, добавив после слова «природоохранных» слова «и водохозяйственных».

Согласно ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации переданные субъекту Российской Федерации отдельные федеральные полномочия в области водных отношений охватывают указанный диапазон мероприятий, а именно: охрану водных объектов от истощения, загрязнения и засорения, а также предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию их последствий (водохозяйственные мероприятия). Воплощение данной рекомендации «в жизнь», дало бы возможность субъекту Российской Федерации более оперативно «не через Москву» решать водоохранные и водохозяйственные задачи на территории. При этом существенно снизились бы затраты субъекта Российской Федерации на исполнение отдельных полномочий в области водных отношений;

- в пункте 1.13, второй абзац предлагается дополнить словами «, в том числе добровольной оплаты за самовольное использование водных ресурсов и водного объекта».

Существующая правовая неопределенность по данному вопросу не позволяет при отсутствии договора водопользования зачесть платежи водопользователю, добровольно внесшему плату в кратном размере за незаконное использование воды. Нормативными актами не урегулировано данное положение.

По воссозданию государственных экологических фондов (пункт 1.15).

Если законодательно будет определено положение о целевом расходовании средств (до 60%), поступающих в разные уровни бюджетов, на выполнение природоохранных мероприятий, то необходимость в создании фонда, вероятно, отпадет.

В раздел 1 администрация Магаданской области рекомендует добавить пункт, предусматривающий первоочередное рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета от 27 мая 2010 года, учитывая мнения, высказываемые субъектами Российской Федерации.

В раздел 3 Экологическое образование:

- в целях повышения экологической культуры населения Российской Федерации и формирования системы качественного экологического образования, предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий Проекта резолюции.

 

ОРЛОВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Рассмотрев проект резолюции конференции «Санкт-Петербург - морская столица России», состоявшейся 17-18 марта 2011 года в г.Санкт-Петербург, считаю, что он отражает актуальные проблемы в области охраны окружающей среды и содержит рекомендации по их решению.

В связи с изложенным, дополнительных предложений в Проект резолюции не имею.

 

 

СИДОРОВ АРТЁМ ГЕОРГИЕВИЧ

МИНИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с поручением Заместителя руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан - начальника Управления по работе с территориями Президента Республики Татарстан И.М. Гарипова от 28.05.2011 г. № 18451 - ИГ Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, рассмотрев Ваше обращение о направлении проекта Резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология», состоявшейся 17-18 марта 2011 г. в г.Санкт-Петербурге, сообщает, что не имеет предложений для дополнения проекта Резолюции.

 

СТЕПАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент как уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в сфере охраны окружающей среды по поручению Губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова ознакомился с проектом резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология», состоявшейся 17-18 марта 2011 года в Санкт-Петербурге, и считает необходимым отметить, что включенные в данный документ рекомендации полностью отражают предложения департамента о необходимости реформирования природоохранного законодательства Российской Федерации и повышения экологической культуры населения, направляемые в инициативном порядке департаментом в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Надеемся на скорейшее принятие законов, обеспечивающих создание действенных мер по сохранению окружающей среды и благоприятных условий жизни населения.

 

ДМИТРИЕНКО ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Считаем своевременным и важным обсуждение актуальных вопросов защиты окружающей среды и перспектив использования современных природоохранных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность промышленности, коммунальной, сельскохозяйственной и др. деятельности.

Принимая во внимание, что в настоящее время основные работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов выполняются Бассейновыми аварийно-спасательными управлениями, считаем целесообразным пункт 2.3 Проекта резолюции изложить в редакции:

«2.3. Рекомендовать Министерству транспорта РФ разработать мероприятия по созданию сети опорных пунктов Бассейновых аварийно-спасательных управлений вдоль трассы Северного Морского Пути и принять меры для укрепления материальной базы управлений специализированным флотом, необходимым для ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтесодержащих субстанций.».

С удовлетворением отмечаем, что ранее направленные нами предложения учтены в Проекте резолюции, и поддерживаем ее дальнейшую реализацию.

 

ТУРОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Поддерживая в целом данный проект резолюции, касающийся в основном проблем северных регионов России, просим Вас обратить внимание на катастрофическое состояние биоресурсов в рыбохозяйственных реках юга России и предлагаем включить в проект резолюции рекомендации федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации по решению вопроса о компенсации негативного воздействия интенсивного судоходства на состояние среды обитания водных биоресурсов в реках и водохранилищах, имеющих рыбохозяйственное значение, на примере реки Дон.

Интенсивное развитое крупнотоннажного судоходства на Дону наносит ощутимый вред экологии и рыбным запасам Азово-Донекого бассейна.

До экономического спада в первой половине 90-х годов прошлого века ежегодный судопоток на р. Дон через Кочетовский гидроузел «ютеалял 16-Ш судов. К 1996 году судопоток снизился до 3 332 судов, т.е. более чем.в5 раз. В 0007-2008 годах интенсивность судоходства вновь стала взрастать и вставила более 15 тысяч судов в год. С вводом в эксплуатацию 2-й очереди шлюзового комплекса Кочетовского гидроузла судопоток в период навигации (конец марта - конец ноября) достиг 17,5 тысяч судов.

Это сопоставимо с такими международными судоходными трассами, как Панамский и Суэцкий каналы.

Вырос объем грузооборота. Осуществляется строительство новых и реконструкция действующих терминальных комплексов и причальных стенок.

Происходит загрязнение речной воды в результате сбросов с судов подсланевых, фекальных и балластовых вод. Работа плавсредств и механизмов в период строительства и последующей эксплуатации причальных сооружении приводит к загрязнению водной массы и донных отложении нефтепродуктами, вызывает взмучивание донных отложений, снижение интенсивности процессов самоочищения, ухудшение гидрохимических показателей воды. В зоне работы винтов гибнет вся икра и ранняя молодь сельди и чехони.

Кроме того, проходящие по руслу реки суда с большой осадкой создают сильный волнобой. В результате разрушается дно русла и коренные берега, происходит насыщение водной толщи твердым стоком, что ведет к заилению нерестилищ, замыву устьев малых рек, протоков, ериков, гирл, создает препятствия проходу производителей к местам нереста, а зачастую приводит и к полному осушению переотилнщ. Рыба окаплишотоя па уотьопых участках, не доходит до нерестилищ и становится лёгкой добычей браконьеров.

Проход только одного нефтеналивного танкера приводит к возникновению волны, оголяющей до 10-15 метров прибрежной зоны и уничтожающей даже ту ничтожную часть икры, которую рыбе удаётся отложить при русловом нересте. А учитывая, что в весенне-нерестовой период по Дону проходят тысячи таких судов, в большинстве своём не снижая скорости на нерестовых участках, можно сказать, что эффективное естественное воспроизводство на Дону уничтожено.

Интенсивное развитие судоходства на Цимлянском водохранилище имеет те же негативные последствия, что и в реке Дон. Являясь частью Волго-Донского водного пути, Цимлянское водохранилище ежегодно испытывает негативное воздействие от прохождения более 17 тысяч крупнотоннажных судов. Большую часть из них составляют нефтеналивные суда, сливающие в водоем морскую воду с нефтепродуктами и невольно приносящие сюда нежелательные морские виды животных и растений.

По причине ухудшения условий воспроизводства за 10 последних лет уловы ценных видов рыб в Ростовской области сократились в сотни раз, в том числе судака с 825 г до 700 кг, леща с 400 т до 800 - 900 кг, а промысел осетровых закрыт с 2000 года. Падение уловов в реке Дон за период зарегулирования и интенсивного судоходства показывает на исключение из экономики региона не менее 15 млрд. рублей, исходя только из прямых потерь рыбопромысловой подотрасли.

Очевидно, что темпы развития судоходства на Дону определяются, прежде всего, экономическими стимулами. Говорить о сокращении грузопотоков в условиях благоприятной экономической конъюнктуры не популярно. Однако нельзя допустить, чтобы Тихий Дон превратился в безжизненный судоходный канал, а его рыбные ресурсы безвозвратно исчезли. Необходимы специальные меры по компенсации судоходными компаниями причиняемого ущерба.

В связи с изложенным предлагаем включить в проект резолюции пункты следующего содержания:

1. «Рекомендовать Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ рассмотреть на заседаниях соответствующих комиссий вопрос «О мерах по компенсации ущерба, наносимого водным биоресурсам крупнотоннажным судоходством на примере реки Дон в Ростовской области».

2. «Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ совместно с Федеральным агентством по рыболовству:

- на примере реки Дон в Ростовской области провести оценку ущерба, наносимого водным биоресурсам и их среде обитания интенсивным судоходством;
- определить предельно допустимую техногенную (судоходную) нагрузку на природный комплекс реки Дон;
- разработать нормативную и методическую базу для исчисления и взимания с судоходных компаний компенсационных выплат за ущерб, причиненный водным биоресурсам или определить суммы экологических сборов за проход по рыбохозяйственным водоёмам;
- разработать нормативную базу по использованию компенсационных средств, взимаемых с судоходных компаний за причинённый ущерб водным биоресурсам, на развитие объектов товарной аквакультуры и воспроизводства».

 

СКРИПКА ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Администрацией Ростовской области принимается представленный Проект резолюции как отвечающий основным целям формирования и последовательной реализации ключевых задач в сфере охраны окружающей среды при соблюдении баланса экономических и экологических интересов.

Дополнения и рекомендации к указанному Проекту резолюции отсутствуют.

 

ГРИГОРЬЕВ ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ

МИНИСТР ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия) А1-4119-30.05.2011 Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) рассмотрело проект Резолюции, разработанной по итогам конференции «Санкт -Петербург - морская столица России. Экология» состоявшейся 17-18 марта 2011 г. и предлагает внести в раздел 2 «Решение проблем арктической зоны» следующие дополнения и изменения:

1. По пункту 2.1
- включить после слова «территорий» слово «островов»;
- после слов «Новая Земля» включить слона «Новосибирские острова».

2. По пункту 2.2
- включить после слова «территорий» слово «островов»

3. Включить дополнительный пункт 2.7 в следующей редакции:

«Рекомендовать Министерству регионального развития РФ с целью защиты исконной среды обитания малочисленных коренных народов Севера при намечаемой хозяйственной и иной деятельности, рассмотреть возможность инициировать законодательную инициативу по разработке федерального закона «Об этнологической экспертизе»

 

АНГАЕВ БАИР ДУГАРОВИЧ

МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрев проект резолюции, разработанный по итогам II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология», сообщаем, что Министерство природных ресурсов Республики Бурятия поддерживает предложения и инициативы, озвученные на мероприятии, и дополнений в проект резолюции не имеет.

 

ЯКУНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Правительство Ульяновской области рассмотрело и согласовывает проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология».

Предложений и замечаний по указанному проекту резолюции не имеем. Считаем его принятие целесообразным и своевременным.

 

ГОРБУНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ваше обращение в адрес Губернатора Омской области Л.К. Полежаева о рассмотрении и дополнении Проекта резолюции, проведенного в период с 16-17 декабря 2010 года III Всероссийской конференции "Санкт-Петербург-морская столица России", рассмотрено.

С предприятиями транспортного комплекса Омской области данный вопрос проработан, замечаний, дополнений и предложений по указанному в обращении Проекту резолюции нет.

 

ШТРАХОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

МИНИСТР ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) по поручению заместителя Главы Республики Карелия В.В. Лунцевича рассмотрело Проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица России. Экология» и отмечает следующее.

Проблемы Республики Карелия в области водных отношений в указанном документе отражены полностью. В связи с этим Министерство замечаний и предложений по Проекту резолюции не имеет.

 

МОРОЗОВ ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ

ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, рассмотрев Проект резолюции II Международной конференции «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология», отмечает особую значимость и актуальность экологических проблем, включенных в Проект резолюции. Проблемы Краснодарского края в области сохранения водных ресурсов отражены в достаточном объеме, замечаний и предложений к Проекту резолюции нет.

 

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02