Резолюция2015

РЕЗОЛЮЦИЯ
VIII Международной конференции

«Кадровая политика»

Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица
России»

19-20 ноября 2015 г.
г. Санкт-Петербург

19-20 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург - морская столица России» состоялась VIII Международная конференция «Кадровая политика».

В мероприятии приняли участие около 300 делегатов от органов федеральной и региональной власти, коммерческих и некоммерческих организаций России и стран зарубежья.

Конференция прошла при поддержке Министерства транспорта РФ, Министерства образования и науки РФ, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств.
Традиционно Конференция является опорной площадкой для совместной работы представителей органов государственной власти, науки, образования и бизнеса по совершенствованию системы кадрового обеспечения транспортной отрасли. Итогом Конференции стала настоящая Резолюция, составленная на основе предложений участников мероприятия.

В работе Конференции приняли активное участие представители исполнительных органов власти, научно-образовательных учреждений, крупнейших транспортных компаний: директор Административного департамента Министерства транспорта РФ К.А. Пашков, заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта И.В. Мицук, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пошивай, заместитель начальника Управления государственной службы и кадров Федерального агентства воздушного транспорта А.Р. Балычев, вице-президент ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам Д.С. Шаханов, начальник Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД» А.В. Сухомлинов, директор Департамента управления персоналом АО «Объединенная судостроительная корпорация» Э.В. Бобрицкий, начальник отдела по экзаменационной деятельности ГУОБДД МВД России Н.А. Гиляков, первый заместитель председателя Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга А.Н. Головин, начальник Северо-Западного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.В. Куликов, заместитель директора по персоналу и административным вопросам Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ» А.Л. Стрельников, ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» С.О. Барышников, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Московская государственная академия водного транспорта» О.В. Соляков, проректор по инвестициям и инновационной деятельности ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» А.А. Оленев,  начальник службы по управлению персоналом ГУП «Петербургский метрополитен» И.В. Богомолов, директор по управлению персоналом ООО «Управление транспортными активами» В.В. Иевлева, консультант генерального директора «СКФ Арктика» М.М. Наконечный и другие.

Одной из главных задач, которая стоит перед транспортной сферой - сохранение отраслевого образования. Транспортные учебные заведения на протяжении более двух столетий играют одну из ключевых ролей в решении задач, связанных с экономикой, обороноспособностью и социально-экономическим развитием страны. Это требует специальной подготовки выпускаемых кадров в области эксплуатации подвижного состава, управления перевозками и строительства инфраструктуры. На данный момент инженеры общего профиля даже при условии дополнительного обучения на предприятии не обладают уровнем подготовки, сравнимым с подготовкой выпускников специализированного учебного заведения высшего и среднего профессионального образования. Это справедливо не только для технических специальностей, но и для сотрудников с гуманитарным образованием - транспортных юристов и экономистов.

В 2003 году Россия стала участницей Болонского процесса, который предусматривает переход к двухуровневой системе образования и отмену специалитета. Эти изменения вызвали неоднозначную реакцию профессионального сообщества. С одной стороны, участие в Болонском процессе обеспечивает интеграцию в европейские научно-образовательные процессы. С другой - профессорско-преподавательский состав учебных заведений утверждает, что за четыре года подготовить специалиста, обладающего всеми навыками и компетенциями для успешного ведения профессиональной деятельности, не представляется возможным.

Не менее остро стоит вопрос восстановления целевого приема на среднее профессиональное образование. Целевой прием на данный момент является наиболее эффективным механизмом подготовки кадров для нужд ключевых предприятий транспортного комплекса, обеспечивающий соответствие навыков выпускаемого специалиста требованиям конкретного предприятия. Отсутствие возможности осуществлять целевой прием на среднее профессиональное образование приводит к дефициту квалифицированных специалистов среднего и нижнего звена и вынуждает предприятия самостоятельно и за свой счет доучивать выпускников ученых заведений среднего профессионального образования.

Одной из наиболее значимых тенденций современного образования является создание федеральных университетов за счет объединения региональных учебных заведений. Сегодня широко обсуждается укрупнение транспортных вузов. В целом, создание опорных транспортных университетов позволит повысить качество образования и научной деятельности, обновить материально-техническую базу, увеличить финансирование учебных заведений.

Развитие отраслевого транспортного образования - это задача не только государства, но и потребителей кадров - предприятий транспортного комплекса. Необходимо развивать сотрудничество науки, образования и бизнеса и активнее включать предприятия в научную и образовательную деятельность. Компаниям транспортной сферы необходимо непосредственно участвовать в разработке учебных программ, усилить заказ на научно-исследовательские работы, направлять профильных специалистов для преподавания в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

Для решения поставленных задач участники VIII Международной конференции «Кадровая политика» выступили с предложениями в адрес профильных министерств и ведомств по выполнению следующих инициатив:

1.    Государственная политика в сфере отраслевого транспортного образования

1.1. В целях совершенствования системы транспортного образования Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ предлагается:

1.1.1. Законодательно закрепить отраслевую подготовку как самостоятельную форму (вид) образования в Российской Федерации.

1.1.2. Учесть мнение Министерства транспорта РФ при реформировании учебно-методических объединений, в которые включены транспортные специальности.
Инициатор предложений: Министерство транспорта РФ

1.1.3. Совместно с Государственной Думой ФС РФ обсудить проблемы транспортной отрасли на парламентских слушаниях.

1.1.4. Провести обсуждение проблем транспортного образования в Комитете Государственной Думы ФС РФ по транспорту и Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию.
Инициатор предложений: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

1.2. Для развития системы управления транспортными вузами Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ предлагается:

1.2.1. Придать особый статус транспортным вузам путем наделения их правом утверждения программ подготовки и выдачи дипломов собственного образца.

1.2.2. Разработать программу создания опорных (федеральных) университетов по отраслям транспорта.

1.2.3. Смягчить требования по лицензированию для филиалов вузов транспорта с неполным циклом.
Инициатор предложений: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта

1.3. Для совершенствования системы обучения в транспортных вузах Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ:

1.3.1. Рассмотреть возможность сохранения специалитета для транспортных специальностей.
Инициаторы предложения: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Правительство Пермского края, ОАО «РЖД», ОАО «Северо-Западное пароходство», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

1.3.2. Восстановить государственный заказ на подготовку юристов и экономистов с транспортным уклоном.
Инициатор предложения: Министерство транспорта РФ

1.3.3. Ввести обязательное прохождение медицинской комиссии для абитуриентов, поступающих в транспортные учебные заведения и сделать негодность по медицинским показателям основанием для отказа в зачислении в учебное заведение.
Инициатор предложения: ОАО «РЖД»

1.3.4. Принять меры по расширению практики заключения ученических договоров между компаниями транспортной сферы и студентами транспортных специальностей всех уровней профессионального образования.
Инициатор предложения: Правительство Калужской области

1.3.5. Внедрить в отраслевых учебных заведениях практику создания клубов технических видов спорта.
Инициатор предложения: Правительство Красноярского края

1.3.6. Принять меры по сохранению в субъектах Российской Федерации филиалов федеральных образовательных учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку кадров для транспортной отрасли по программам среднего профессионального образования.
Инициатор предложения: Правительство Республики Коми

1.3.7. С целью закрепления населения и развития Сибири и Дальнего Востока ввести для транспортных специальностей (при наборе студентов и аспирантов транспортных специальностей по договору об оказании платных услуг физическим и юридическим лицам) величину коррелирующего коэффициента для расчета нормативных затрат в зависимости от региона: Москва - 1, Урал - 0,8, Сибирь - 0,6, Дальний Восток - 0,4.
Инициатор предложения: Правительство Республики Бурятия

1.4. Для развития научно-исследовательской деятельности в учебных заведениях транспортной отрасли Министерству образования и науки РФ предлагается:

1.4.1. Cовместно с Министерством транспорта РФ инициировать создание общественного объединения, осуществляющего формирование и координацию единой научной повестки всех учебных заведений транспорта.

1.4.2. Учесть мнение Министерства транспорта РФ и компаний транспортной отрасли при осуществлении заказа на научно-исследовательские работы (далее - НИР) в сфере транспорта, особенно в части приемки и подтверждении качества темы НИР.

1.4.3. Информировать Министерство транспорта РФ обо всех заказах на НИР транспортной тематики.
Инициатор предложений: Министерство транспорта РФ

1.4.4. Совместно с Министерством транспорта РФ представить возможность региональным министерствам, осуществляющим полномочия в сфере транспорта, труда и занятости населения, подавать предложения на разработку научно-исследовательских работ по транспортной тематике для учета региональных проблем.
Инициатор предложения: Правительство Иркутской области

1.4.5. Совместно с Министерством транспорта РФ рассмотреть возможность создания на базе образовательных учреждений дорожно-строительного профиля полигонов для проведения испытаний новых видов дорожных покрытий, конструкций мостов, в различных климатических и грунтово-гидрологических условиях.
Инициатор предложения: Правительство Красноярского края

1.5. В целях совершенствования финансового обеспечения системы транспортного образования Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ предлагается:

1.5.1. Разработать систему финансовой поддержки транспортных вузов предприятиями транспортного комплекса.

1.5.2. Включить финансирование отраслевых транспортных образовательных учреждений в Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Инициатор предложений: Министерство транспорта РФ, ОАО «РЖД»

1.5.3. Совместно с Федеральной налоговой службой ликвидировать двойное налогообложение при передаче частной компанией техники и оборудования в пользу учебных заведений.
Инициатор предложения: ОАО «РЖД»

1.5.4. Предусмотреть достаточное бюджетное финансирование филиалов федеральных образовательных учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку кадров для транспортной отрасли по программам среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации и выделение контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Инициатор предложений: Правительство Республики Коми

1.5.5. Разработать формы поощрения субъектов Российской Федерации, создающих и развивающих совместно с учебными заведениями и отраслевыми предприятиями музеи транспорта.
Инициатор предложения: Правительство Красноярского края

1.6. Для развития международной кооперации в сфере образования и науки Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ предлагается:

1.6.1. Для развития программ международной интеграции инициировать создание Международной ассоциации транспортных вузов.

1.6.2. Инициировать разработку мирового рейтинга транспортных вузов.

1.6.3. Закрепить формат подготовки специалистов транспорта на уровне международных транспортных организаций (первоначально для железнодорожного транспорта - на уровне Организации сотрудничества железных дорог и Международного союза железных дорог).
Инициатор предложений: Министерство транспорта РФ

1.6.4. Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ активизировать работу по обновлению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для транспортной отрасли региона с учетом стандартов WorldSkills.
Инициатор предложения: Правительство Ивановской области

1.7. В целях развития кадрового потенциала транспортной отрасли необходимо проведение регулярных профориентационных мероприятий и повышения квалификации. В связи с этим Министерству транспорта РФ, Министерству образования и науки РФ предлагается:

1.7.1. Для обеспечения профориентации учащихся и повышения престижности транспортной отрасли:

1.7.1.1. Осуществлять привлечение необходимых трудовых ресурсов с помощью проведения мероприятий, направленных на повышение престижности транспортных профессий.

1.7.1.2. Организовывать совместно с органами образования, а также работодателями проведение ознакомления школьников с профессиями, востребованными в транспортной сфере, возможностью получения соответствующего образования и перспективами дальнейшего трудоустройства на предприятиях транспортной отрасли.
Инициатор предложений: Правительство Тульской области

1.7.1.3. Разработать комплекс мер профессиональной ориентации школьников, направленных на ознакомление с профессиями (специальностями), востребованными в транспортном комплексе, включающих в себя информационные и просветительские методы экскурсии на предприятия, встречи со специалистами, приведение успешных примеров самоопределения, проведение конкурсных мероприятий среди школьников, направленных на поднятие имиджа профессий
Инициатор предложения: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

1.7.2. Для развития профессиональных навыков работников транспортной отрасли:

1.7.2.1. Активизировать работу по подготовке дополнительных профессиональных программ для работников транспортного комплекса с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Инициатор предложения: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

1.7.2.2. В целях обеспечения профессионального долголетия работников транспорта осуществлять необходимые мероприятия по мотивации работодателей в сохранении здоровья работников.
Инициатор предложения: Правительство Тульской области

2.    Кадровое обеспечение авиатранспортной отрасли

2.1. Для развития системы образования и подготовки кадров для гражданской авиации Министерству транспорта РФ совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

2.1.1. Создать единую автоматизированную систему мониторинга потребности в специалистах по конкретным направлениям подготовки, конкретным авиапредприятиям и регионам страны, периодам времени. Это позволит получать точные данные о потребности в специалистах от самих работодателей с учетом выбытия кадров по различным объективным причинам, развития авиапредприятий, что позволит прогнозировать и корректировать направления подготовки кадров в учебных заведениях гражданской авиации.

2.1.2. Внести коррективы в образовательные программы учебных заведений гражданской авиации в целях подготовки летного состава на конкретный тип воздушного судна, эксплуатируемый в авиакомпаниях.

2.1.3. Предложить Министерству обороны РФ рассмотреть возможность освобождения от призыва в Вооруженные силы пилотов - выпускников средних летных училищ гражданской авиации при условии организации прохождения ими соответствующего обучения по военно-учетным специальностям, которые могут успешно использоваться как мобилизационный резерв Вооруженных Сил.
Инициатор предложений: Федеральное агентство воздушного транспорта

2.1.4. При целевом обучении в высших и средних профессиональных учебных заведениях гражданской авиации сделать обязательным прохождение модульных дисциплин по изучению современных типов воздушных судов по рекомендации будущего работодателя.

2.1.5.Ввести требование по обязательному знанию пилотом английского языка при пилотировании воздушных судов иностранного производства на внутренних рейсах.

2.1.6. Ввести квалификационное требование по обязательному знанию английского языка для инженерно-технического персонала, обслуживающего воздушные суда иностранного производства.
Инициатор предложений: АУЦ «Авиатор»

2.2. В целях развития материально-технической базы учебных заведений гражданской авиации Министерству транспорта РФ, Министерству образования и науки РФ:

2.2.1. Увеличить финансирование процесса оснащения учебных заведений гражданской авиации современными воздушными судами и тренажерами для подготовки как летного состава, так и инженерно-технических специалистов по основным авиационным специальностям и направлениям подготовки с соответствующим уровнем знаний английского языка, способных эксплуатировать и обслуживать авиационную технику иностранного производства.

2.2.2. Обеспечить выделение средств на капитальный ремонт имеющихся и строительство новых общежитий для проживания студентов и курсантов, а также объектов питания, спортивных объектов.

2.2.3. Совместно с Министерством промышленности и торговли РФ разработать механизм передачи авиационными предприятиями и предприятиями - изготовителями авиационной техники различного оборудования, компонентов авиационных систем и двигателей, воздушных судов, наземной техники, воздушных судов учебным заведениям гражданской авиации с возможностью исключения оплаты остаточной стоимости и налоговых отчислений.
Инициатор предложений: Федеральное агентство воздушного транспорта

2.2.4. Совместно с Министерством промышленности и торговли РФ разработать программу технической поддержки самолетов ЯК-18Т 36 серии, поскольку на балансе учебных заведений находится много таких самолетов, а техническая поддержка со стороны производителей отсутствует.
Инициатор предложения: Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

2.2.5. Для развития научно-методического потенциала и создания инновационной образовательной площадки в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации в сфере управления безопасностью полетов в гражданской авиации и создания эффективной системы профессиональной подготовки авиационного персонала гражданской авиации совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта предлагается:

2.2.5.1. Создать на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации учебно-методическое объединение (далее - УМО) по направлению «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», утвердив статус УМО как государственно-общественного образования с широким комплексом направлений деятельности.

2.2.5.2. Открыть на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации «Центр управления безопасностью учебных полетов» и «Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию по направлению «Разработка научно обоснованной системы управления качеством профессиональной подготовки авиационного персонала и управления образовательными рисками».

2.2.5.3. Разработать и принять Стратегический план научно-исследовательской работы (далее-НИР) «Разработка «Целевой комплексной программы развития Национальной системы качества образования авиационного (Руководящего) персонала (СКОАП) гражданской авиации», обеспечивающего управление устойчивостью, безопасностью и эффективностью функционирования воздушного транспорта и осуществить комплексное научное сопровождение программы Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации.

2.2.5.4. Обеспечить план финансирования «Целевой комплексной НИР по разработке Национальной программы профессиональной подготовки авиационного персонала на 3-5 летний период» в объеме не менее 20 млн. рублей.
Инициатор предложений: Санкт-Петербургской государственный университет гражданской авиации
   
2.3. Для повышения эффективности финансового обеспечения учебных заведений гражданской авиации Министерству транспорта РФ совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

2.3.1. Законодательно установить статус, порядок и уровень оплаты пилота-инструктора и диспетчера-инструктора в учебных заведениях гражданской авиации с учетом повышенного уровня их ответственности за качество подготовки летных и диспетчерских кадров, непосредственно влияющих на безопасность полетов воздушных судов, отличный от уровня оплаты педагогических работников образовательных организаций Министерства образования и науки РФ.

2.3.2. Проработать вопрос предоставления налоговой льготы для учебных заведений гражданской авиации в части оплаты транспортного налога на учебные воздушные суда, наземную аэродромную специальную технику образовательных организаций гражданской авиации, аналогичную льготе для самолетов и вертолетов санитарной авиации и медицинской службы, дополнив пункт 2 статьи 358 Налогового кодекса.
Инициатор предложений: Федеральное агентство воздушного транспорта

2.4. В целях развития сотрудничества с авиационными предприятиями и учебными заведениями гражданской авиации Министерству транспорта РФ совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

2.4.1. Разработать программу расширения целевой подготовки пилотов, диспетчеров, инженерно-технического персонала по договорам с авиапредприятиями.

2.4.2. В условиях отсутствия системы распределения выпускников, с целью закрепления их в конкретных авиапредприятиях на определенный период времени работы, необходимо расширять прямые контакты авиапредприятий и учебных заведений гражданской авиации путем более активного проведения предприятиями «Ярмарок вакансий» на базе учебных заведений гражданской авиации.

2.4.3. Восстановить возможность целевого приема в образовательные организации среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала для авиапредприятий Дальнего Востока, Севера, Сибири, Камчатки, Якутии, Коми, республики Крым и Севастополя с целью удовлетворения потребности указанных регионов в авиационных специалистах.
Инициатор предложений: Федеральное агентство воздушного транспорта

2.5. В целях гармонизации российских образовательных стандартов с требованиями ИКАО Министерству транспорта РФ совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

2.5.1. Подготовить предложения в Государственную Думу ФС РФ о внесении в соответствующие Федеральные законы специального раздела (главы) «Специальная профессиональная подготовка и сертификация (аттестация) авиационного персонала, обеспечивающего безопасность функционирования воздушного транспорта» в соответствии с Приложениями ИКАО №17 И№19.

2.5.2. Разработать и принять Положение о «Национальной системе подготовки авиационного (Руководящего) персонала, обеспечивающего безопасность воздушного транспорта РФ», отвечающее требованиям 17-го Приложения ИКАО «Безопасность. Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» и Приложением №19 «Управление безопасностью полетов».

2.5.3. Разработать типовые квалификационно-должностные профессиональные стандарты и требования к авиационному руководящему персоналу, обеспечивающему безопасность на воздушном транспорте, утвердить государственные стандарты высшего профессионального образования по профилю «Магистр управления безопасностью полетов», «Специалист-менеджер по управлению безопасностью полетов на воздушном транспорте».

2.5.4. Разработать «Руководство по управлению качеством профессиональной подготовки авиационного персонала и образовательными рисками» в авиационных учебных заведениях.

2.5.5. Разработать требования к осуществлению курсовой модульной специальной профессиональной подготовки авиационного персонала, обеспечивающего безопасность полетов и авиационную безопасность в гражданской авиации РФ в соответствии с Приложениями ИКАО №1. №17 и №19.

2.5.6.  В рамках развития единого методологического подхода к подготовке авиационных специалистов из числа авиационного персонала по укрупненной группе специальностей 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» представляется целесообразным использовать в гражданской авиации для профессиональной подготовки инженерно-технического состава наземного обеспечения полетов положительный опыт внедрения комплексных автоматизированных обучающих систем (далее - КАОС), используемых на космодромах Байконур и Плесецк для обучения, аттестации, сопровождения рабочей деятельности и поддержки принятия решений персонала, эксплуатирующего сложные техногенные комплексы.

2.5.7. Внедрить комплексную автоматизированную систему КАОС профессиональной подготовки наземного инженерно-технического персонала гражданской авиации в авиационных учебных заведениях гражданской авиации в течение 2018-20120 гг.

2.5.8. В целях внедрения всеобщего (тотального) управления системой безопасного функционирования воздушного транспорта открыть курсы повышения квалификации и переподготовки авиационного (руководящего) персонала для получения сертификата (свидетельства) соответствия «Менеджера-специалиста по управлению системой безопасности функционирования воздушного транспорта» по требованиям ИКАО.
Инициатор предложений: Санкт-Петербургской государственный университет гражданской авиации

2.6.  В связи со сложной ситуацией, возникшей на рынке труда летного состава и авиационного персонала, Министерству транспорта РФ предлагается:

2.6.1.   Усилить надзор за соблюдением условий труда и отдыха летного состава и авиационного персонала.

2.6.2. Совместно с работодателями разработать проект тарифного соглашения и закрепить минимальный и максимальный размер окладной и премиальной части заработной платы летного состава и авиационного персонала.
Инициатор предложений: Профсоюз летного состава России

2.6.3. Создать при Федеральном агентстве воздушного транспорта постоянно действующий банк вакансий и список сокращенных пилотов, которым авиакомпании могли предложить трудоустройство.

2.6.4. Обязать компании ЮТэйр», «S7» и АК «Россия» после аннулирования свидетельства эксплуатанта «Трансаэро» трудоустроить часть летного состава «Трансаэро».

2.6.5. Рассмотреть возможность отменить поправку в законодательство, разрешающую российским авиакомпаниям трудоустраивать иностранных пилотов.

2.6.6. Предусмотреть распределение квот в авиакомпаниях для выпускников летных училищ гражданской авиации.
Инициатор предложений: Шереметьевский профсоюз летного состава

3.     Кадровое обеспечение железнодорожного транспорта

3.1.  В целях совершенствования системы транспортного образования Министерству транспорта РФ предлагается:

3.1.1. Совместно с Федеральной налоговой службой инициировать внесение дополнения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации подпунктом, предусматривающего льготное налогообложение реализации (а также передачи, выполнения) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, в рамках оказания безвозмездной помощи образовательным организациям при условии использования данных товаров (работ, услуг) в образовательном процессе.

3.1.2. Возобновить финансирование строительства и реконструкции объектов подведомственных Росжелдору вузов в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

3.1.3. Увеличить финансирование программы обновления лабораторной базы высших и средних учебных заведений и внедрения тренажерной подготовки с соответствующей доработкой помещений.

3.1.4. В образовательных программах высших и средних учебных заведений предусмотреть прохождение обучающимися курса по транспортной безопасности с выдачей соответствующего сертификата.
Инициатор предложений: Федеральное агентство железнодорожного транспорта

3.2. Для повышения материально-технического обеспечения учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для железнодорожной отрасли и метрополитена, Министерству транспорта РФ совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

3.2.1. Увеличить финансирование процесса оснащения учебных мастерских, лабораторий, полигонов кабинетов специальной подготовки современными образцами техники метрополитена, тренажерами, макетами и тестовым оборудованием для подготовки квалифицированных рабочих, и технических специалистов по основным профессиям и специальностям метрополитена, способных эксплуатировать и обслуживать сложную технику, обеспечить безопасность и установленный уровень комфорта для пассажиров.

3.2.2. Обеспечить выделение средств на текущий, косметический и капитальный ремонт имеющихся корпусов здания учебного заведения, учебных, производственных и социальных помещений.

3.2.3. Разработать механизм передачи предприятиями и изготовителями техники метрополитена различного оборудования, компонентов систем и различных узлов учебным заведениям и СПб ГБПОК «Колледж метрополитена» в частности с возможностью исключения оплаты остаточной стоимости и налоговых отчислений.
Инициатор предложений: СПб ГБПОК «Колледж метрополитена»

4.    Кадровое обеспечение водного транспорта

4.1. В целях совершенствования образовательного процесса учебных заведений водного транспорта Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

4.1.1. Разработать концепцию морского образования.

4.1.2. Отказаться от применения системы подушевого финансирования по отношению к транспортным вузам.

4.1.3. Внедрить практику распределения после окончания учебного заведения с установлением обязательного срока отработки в компании после прохождения целевого обучения.
Инициатор предложений: ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

4.1.4. Рассмотреть возможность возродить систему государственного распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений водного транспорта, проходивших обучение за счет федерального бюджета, на срок не менее трех лет после окончания обучения.
Инициатор предложения: Правительство Камчатского края

4.1.5. Увеличить количество бюджетных мест для обучения по программам среднего профессионального образования.
Инициатор предложения: Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.1.6.    После прохождения курсантами первого курса обучения в высших профессиональных учебных заведениях выдавать рабочие документы, дающие право занимать штатные должности на судах филиалов в период их дальнейшей практики во время учебы.

4.1.7.    Предоставить учебным заведениям возможность подготовки и выдачи дипломов и квалификационных свидетельств по совмещенным специальностям (например, моторист-матрос, моторист - ГЭС, моторист-токарь).

4.1.8.    Внести коррективы в ученый процесс образовательных организаций таким образом, чтобы курсанты могли проходить практику на судах не только в период летней и осенней сессии, но также проходить плавательную практику на судах в период зимней навигации во время эксплуатации судна для получения практических навыков.

4.1.9.    Организовать организации обучение специалистов флота по дополнительной профессиональной программе «Подготовка судоводителей для получения допуска к самостоятельной эксплуатации судовой энергетической установки», предусматривающей подготовку в течение 25 дней (202 часа) судоводителей для получения вкладыша на право эксплуатации судовой энергетической установки.
Инициатор предложений: ФГУП «Росморпорт»

4.1.10.    Вновь ввести в программу подготовки среднего профессионального образования специальность «Эксплуатация внутренних водных путей».
Инициатор предложения: ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

4.1.11.    Внедрить психофизиологический отбор при приеме в морские учебные заведения.

4.1.12.    Совместно с Министерством обороны РФ рассмотреть возможность приравнять работу выпускников в российских судоходных компаниях к прохождению альтернативной военной службы.
Инициатор предложений: ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

4.2.    Для повышения эффективности взаимодействия вузов с транспортными компаниями Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

4.2.1.    Разработать комплекс мер по стимулированию предприятий и организаций по сетевому взаимодействию с отраслевыми образовательными организациями.

4.2.2.    Стимулировать коммерческие компании к сотрудничеству с вузами водного транспорта в рамках организации и проведения научно исследовательских конструкторских работ (далее - НИОКР).
Инициатор предложений: Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.2.3.    Разработать программу привлечения транспортных компаний водного транспорта к организации производственных практик курсантов.
Инициатор предложения: ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

4.3.     Для повышения эффективности финансового обеспечения вузов морского и речного транспорта Министерству образования РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

4.3.1.    Повысить зарплаты профессорско-преподавательского состава для привлечения практиков высокой квалификации.

4.3.2.    Увеличить финансирование программы развития тренажерной и лабораторной базы образовательных организаций.

4.3.3.    Обеспечить финансирование исследований в области эргономики морских профессий.
Инициатор предложений: ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

4.3.4.    Выделить бюджетные средства учебным заведениям, подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта, по нормативам в полном объеме, а средства на питание и обмундирование дополнительно предусмотреть в Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Инициатор предложения: Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.4.    В целях развития материально-технического обеспечения учебных заведений водного транспорта Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта совместно с Министерством образования и науки РФ предлагается:

4.4.1.    Совместно с Министерством промышленности и торговли РФ рассмотреть возможность создания государственного заказа на строительство учебно-производственного судна с возможностью плавания в арктическом регионе, разработанного в рамках НИОКР по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта в 2014 году.
Инициатор предложения: Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.5.    Для обеспечения регионов России квалифицированными кадрами в сфере водного транспорта Правительству РФ предлагается дать поручение органам государственной власти субъектов РФ:

4.5.1.    Составить прогноз потребности в специалистах транспорта на перспективу 5-10 лет.

4.5.2.    Подготовить заказ на целевое обучение в интересах предприятий региона.
Инициатор предложений: Федеральное агентство морского и речного транспорта

4.5.3.    Создать единую информационную систему мониторинга потребности специалистов для прогнозирования и корректировки направлений подготовки кадров водного транспорта.
Инициатор предложения: Правительство Волгоградской области

4.6.     В целях развития рынка труда в сфере морского и речного транспорта необходимо повышение финансового обеспечения работников государственных учреждений водного транспорта и разработка новых профессиональных стандартов.

4.6.1.    В сфере разработки профессиональных стандартов для морского и речного транспорта Министерству труда и социальной защиты РФ предлагается:

4.6.1.1.    При рассмотрении проектов профессиональных стандартов предусматривать установление требования о наличии магистерской подготовки для отдельных категорий работников (юристов и экономистов).

4.6.1.2.    Создать программу стимулирования компаний водного транспорта к участию в разработке профессиональных стандартов.
Инициатор предложений: Федеральное агентство морского и речного транспорта, ОАО «Северо-Западное пароходство»

4.6.2.    Для повышения финансового обеспечения работников государственных учреждений водного транспорта Министерству транспорта РФ предлагается:

4.6.2.1.    Обратиться к Правительству РФ об индексации окладов работников федеральных бюджетных учреждений внутренних водных путей и судоходства в 2016 году не менее 10%.

4.6.2.2.    Добавить средства в субсидию на выполнение государственного задания, или выделить их в целевую субсидию на приобретение или съем служебного жилья для молодых высококвалифицированных кадров.
Инициатор предложения: ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

5.    Кадровое обеспечение автомобильного транспорта

5.1.     В целях повышения качества подготовки специалистов и обеспечения кадрового резерва для автотранспортной отрасли Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ предлагается:

5.1.1.    Провести анализ профилей, реализуемых вузами в рамках направлений подготовки бакалавриата укрупненной группы 23.00.00.

5.1.2.    Увеличить количество бюджетных мест в вузах, ведущих подготовку по профилям, относящимся к автомобильному транспорту.

5.1.3.    Рассмотреть возможность увеличения срока обучения по соответствующим направлениям подготовки по очной форме обучения до 5 лет.
Инициатор предложений: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

5.1.4.    Разработать программу профориентационной работы для молодежи в сфере автомобильного транспорта.
Инициатор предложения: Межотраслевой центр кадрового проектирования

5.1.5.    Создать специализированные производственные базы с современным оборудованием для прохождения практики студентами автотранспортных специальностей.
Инициатор предложения: Пермская городская Дума

5.1.6.    Создать на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН Многопрофильного центра по исследованию профессионального поведения с выделением соответствующего финансирования для решения проблемы с оценкой аксиологического аспекта подготовки и деятельности кадров транспорта.
Инициатор предложения: Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН

5.1.7.    В целях реализации единой политики, формулирования основных отраслевых проблем и путей их решения, изучения и внедрения передового международного и регионального опыта, инициировать создание национального объединения предприятий, работающих в сфере городского пассажирского автобусного транспорта.

5.1.8.    Инициировать создание национального и региональных отраслевых «кластеров», включающих предприятия отрасли, высшие и средние учебные заведения, научно-исследовательские институты, производителей техники и оборудования, в целях создания единой системы подготовки и повышения квалификации персонала, заказа, разработки, апробации и внедрения организационных и технологических инноваций в отрасли.
Инициатор предложений: СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

5.1.9.    Разработать и утвердить федеральную целевую программу оснащения материально-технической базы образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих программы подготовки обучающихся для автотранспортной отрасли.

5.1.10.    Совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ инициировать создание и поддержку структур, являющихся связующим звеном между бизнесом, образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов автотранспортной отрасли, и курирующими их деятельность органами исполнительной власти, в целях развития профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации профессиональных программ с участием работодателей в регионах.

5.1.11.    Популяризировать деятельность региональных    государственно-общественных систем взаимодействия бизнеса и системы профессионального образования для транспортной отрасли, позволяющих обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для региональной экономики, и повысить уровень объективности управленческих решений в сфере профессионального образования.
Инициатор предложений: Правительство Республики Карелия

5.1.12.    Внести коррективы в образовательные программы автотранспортных учебных заведений путем обучения их устройству и эксплуатации современных транспортных средств, как российского, так и иностранного производства за счет увеличения финансирования учебных заведений и обновления оборудования лабораторных баз вузов и ссузов.
Инициатор предложения: Правительство Чеченской Республики

5.2.     Для повышения эффективности разработки профессиональных стандартов для автотранспортной отрасли Министерству труда и социальной защиты РФ предлагается:

5.2.1.    Создать отраслевой центр для квалифицированной разработки профессиональных стандартов.
Инициатор предложения ГКУ «Организатор перевозок»

5.2.2.    Инициировать включение в план разработки профессиональных стандартов, следующих стандартов:

  • Специалист в области безопасности дорожного движения и технического контроля.
  • Диспетчер автомобильного городского наземного транспорта.
  • Специалист по организации перевозок автомобильным городским наземным транспортом.
  • Специалист по эксплуатации и техническому обслуживанию бортового оборудования автомобильного городского наземного транспорта.
  • Специалист производственно-технического отдела (в сфере автомобильного городского наземного транспорта).
  • Начальник колонны автомобильного городского наземного транспорта.
  • Механик по техническому контролю за состоянием городского наземного автотранспорта.

5.2.3.    Совместно с Министерством образования и науки РФ привлечь профильные вузы и научно-исследовательские институты к разработке отраслевых профессиональных стандартов.
Инициатор предложений: СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

5.3.    Для повышения контроля за деятельностью автошкол Министерству транспорта РФ, Министерству образования и науки РФ совместно с МВД России предлагается:

5.3.1.    Законодательно определить форму и объем сведений, включаемых в документ об обучении, выдаваемый автошколами.
Инициатор предложения: ГУОБДД МВД России

5.3.2.    В целях исключения демпинга со стороны коммерческих автошкол, а также в целях повышения качества подготовки водителей, законодательно закрепить обязательность раскрытия автошколами калькуляции стоимости обучения, рассчитанной в соответствии с действующими нормативами.
Инициатор предложений: СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

5.4.    В целях развития кадрового обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления Министерству транспорта РФ, Министерству образования и науки РФ предлагается:

5.4.1.    Внести коррективы в образовательные программы переподготовки государственных и муниципальных служащих в целях подготовки управленческих кадров в сфере транспорта и транспортного обслуживания населения.
Инициатор предложения: Правительство Волгоградской области

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02