Резолюция

Поддержка и обсуждение резолюции

 

РЕЗОЛЮЦИЯ
конференции GlobalPORT-2009
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ.
Транспортно-транзитный потенциал»

Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ»

22 сентября 2009 г.                                                                                                             г. Санкт-Петербург

22-23 сентября 2009 г. в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ» прошла Вторая международная конференция «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Транспортно-транзитный потенциал».

В работе конференции приняли участие первые лица федеральных органов законодательной и исполнительной власти, крупных российских и международных транспортно-логистических, судоходных и промышленных компаний, представители морских и речных портов, стивидорных предприятий, профильных министерств и ведомств более 20 регионов страны, в том числе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областей, Республик Карелия, Коми, Татарстан, Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия), Пермского края и др.

Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы развития транспортной отрасли России, отметили следующее:

Транспортный комплекс Российской Федерации является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а его развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема российской экономики.

Интеграция страны в мировое экономическое пространство требует адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.

Геополитическое положение Российской Федерации предопределяет её ключевую роль в обеспечении евроазиатских транспортных связей. Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. Тем не менее, объемные и качественные характеристики транспортной отрасли, в том числе уровень инфраструктуры, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи российской экономики. Таким образом, геополитический потенциал страны не реализуется в полной мере. Отставание транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации привело к тому, что важнейшие международные торговые пути прокладываются в обход нашей страны.

Основой пространственной модели развития транспортной инфраструктуры России должны стать Евроазиатские транспортные коридоры, включающие в себя железнодорожные, автомобильные, водные и телекоммуникационные магистрали, системное развитие которых позволит сохранить единое политическое, экономическое и оборонное пространство страны, обеспечит территориальную целостность российского государства, будет способствовать открытию выходов к сырьевым базам и комплексному освоению удалённых территорий.

Создание международных транспортных коридоров (ТК), способствующих интеграции Российской Федерации в мировую систему грузооборота, обеспечит независимые транспортные связи с зарубежными партнерами. В дальнейшем это привлечет к транзиту через территорию России дополнительные грузопотоки, что позволит существенно увеличить доходы страны от транзитных операций. Первостепенную роль в данном процессе призван сыграть Северный морской путь.

Участники конференции единогласно пришли к выводу, что конкурентные преимущества Российской Федерации должны реализовываться в крупных инфраструктурных проектах, но для дальнейшего развития транспортной отрасли страны нужна государственная поддержка.

18 сентября 2008 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года и на перспективу. В документе прописано, что использование Северного морского пути относится к основным национальным интересам государства в Арктике. Его восстановление даст мощный импульс развитию арктических территорий и России в целом.

22 июня 2009 года Бюро Высшего совета Партии утвердило Партийный проект «Северный морской путь – национальная транспортная магистраль России», на базе которого может быть разработана федеральная целевая программа.

Использование Северного морского пути в качестве постоянного транспортного коридора возможно только при условии обеспечения его круглогодичной работы и навигационной безопасности, создания по всей трассе условий для сервисного обслуживания, грузовых терминалов, центров связи и логистических центров, модернизации портовой инфраструктуры. Всё это подтверждает необходимость принятия Федеральной целевой программы.

Участниками конференции также было отмечено, что основным фактором привлечения внешнеторговых транзитных грузов на территорию России, в том числе в акваторию Северного морского пути, является создание крупных транспортных узлов и реализация региональных инфраструктурных проектов, обеспечивающих более активную эксплуатацию российских ТК.

Среди важнейших стратегических транспортных объектов, призванных обеспечить эффективное обслуживание транзитного грузопотока, следующего по Севморпути, - проект «Белкомур», включающий строительство нового глубоководного Архангельского морского порта и железнодорожной магистрали «Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Архангельск», программа комплексного развития Мурманского транспортного узла, проект строительства нового глубоководного морского порта в г. Беломорск (Республика Карелия), транспортные возможности Ямало-Ненецкого автономного округа и др.

Колоссальное значение в развитии Северного морского пути приобретает Дальний Восток. Так, Чукотский АО может и должен играть особую роль в качестве неотъемлемого звена Севморпути. Сегодня на территории округа функционируют пять морских портов. Основной проблемой и сдерживающим фактором их успешной работы является высокий уровень износа портового флота и портовых сооружений.

Велико значение Республики Саха (Якутия) в развитии Северного морского пути. На Байкальском форуме 2007 года была озвучена идея создания международного транспортного коридора Китай (АТР) – Сковородино – Якутск – Севморпуть – Западная Европа как одного из элементов общего развития транспорта Восточно-Азиатской материково-тихоокеанской части Евразии, что вызвало неподдельный интерес со стороны представителей бизнеса Китайской Народной Республики и приамурских регионов.

В составе данного ТК приобретают важнейшее значение водный путь от Якутска до устья реки Лена, в котором действует парк судов «река-море». Сегодня бесперевалочные перевозки «река-море» являются безальтернативными. Однако физический износ флота приблизился к 80%.

Ещё одна острая тема, затронутая в ходе конференции «Транспортно-транзитный потенциал», - развитие саморегулирования в сфере транспорта.

В странах с развитыми рыночными механизмами положительно зарекомендовал себя опыт поэтапного перехода от повсеместного государственного регулирования к саморегулированию, позволяющему максимально использовать предпринимательский потенциал, инициативу и организационные усилия участников хозяйственной деятельности.

Целесообразность создания саморегулируемых организаций в сфере транспорта продиктована необходимостью вовлечения бизнес-сообщества в процесс разработки стандартов и правил ведения хозяйственной деятельности на качественно новом уровне, повышения эффективности контроля и создания действенных механизмов материальной и дисциплинарной ответственности членов саморегулируемых организаций за нарушение требований законодательства. Более того, создание саморегулируемых организаций в сфере транспорта будет способствовать снижению избыточной контрольной функции государства и искоренению коррупционных механизмов.

Согласно рекомендациям, включённым в резолюцию I Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Транспортно-транзитный потенциал», в целях реорганизации методов государственного регулирования в сфере транспорта была сформирована рабочая группа для изучения возможностей передачи избыточных функций органов власти саморегулируемым организациям. В связи с этим, важно отметить создание некоммерческих объединений в сфере автотранспортных, морских и железнодорожных грузоперевозок, ставших прообразами СРО: «Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков», некоммерческого партнерства «Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава», Российской Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков. Формирование подобных организаций является важнейшим шагом на пути создания СРО во всех отраслях транспорта. Однако ряд вопросов по-прежнему остаётся неурегулированным.

В настоящее время для некоторых отраслей российской экономики характерен процесс внедрения института саморегулирования, получившего законодательное закрепление. На рынке строительства процесс ввода СРО прогрессирует. В частности, это объясняется быстротой определения контролирующего органа. Необходимость назначения специальной ответственной структуры, выполняющей функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере транспорта, была озвучена на II Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Транспортно-транзитный потенциал» в ходе круглого стола «Морские грузоперевозки».

Еще одной из важных обсуждаемых участниками круглого стола тем стала проблема обновления российского морского и речного флота для повышения конкурентоспособности России на рынке морских перевозок. Выступающие подчеркнули необходимость разработки государственных механизмов стимулирования строительства новых судов, поскольку инвестиционные возможности большинства судоходных компаний существенно сужены мировым финансовым кризисом.

Участниками дискуссии также поднимались вопросы межведомственного характера, непосредственно влияющие на динамику грузооборота российских портов. Было высказано общее мнение, что необходимо устранить избыточные административные барьеры, зачастую искусственно создаваемые различными правоприменительными органами.

Автотранспортная отрасль, являющаяся важнейшим элементом транспортной системы Российской Федерации, также нуждается в реформировании. Стратегическая цель – полное и качественное удовлетворение потребности в грузоперевозках всех секторов экономики, повышение подвижности населения, обеспечение безопасности грузовых перевозок, поддержание транспортной безопасности страны в целом.

В 2005 году произошла отмена лицензирования перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования (без создания системы саморегулируемых организаций), что привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем.

Число субъектов предпринимательской деятельности по экспертным оценкам достигло одного миллиона, официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. При этом более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов.

По объективному мнению участников заседания, посвящённого автотранспортным грузоперевозкам, изменение системы государственного регулирования деятельности автоперевозчиков – установление института саморегулируемых организаций как способа инновационного развития рынка автотранспортных услуг в новых экономических условиях - является обязательной мерой, способной обеспечить мощный рывок в развитии российской транспортной отрасли.

Многочисленные факторы препятствуют и развитию железнодорожного транспорта в РФ. На сегодняшний день деятельность операторов, фактически являющихся неотъемлемыми субъектами рынка услуг на железнодорожном транспорте, недостаточно урегулирована на законодательном уровне. В случае принятия соответствующего закона, Некоммерческое партнёрство «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» сможет взять на себя ответственность за выполнение части задач государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности, с учетом сложившихся на рынке особенностей ведения бизнеса, а также интересов контрагентов, владельцев железнодорожной инфраструктуры и перевозчиков.

Деятельность операторов на основе определенных ими «прозрачных» правил и стандартов будет способствовать не только обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте, но и развитию бизнеса, а также привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.

По мнению участников круглого стола, посвященного основным аспектам организации железнодорожных грузоперевозок, операторы железнодорожного подвижного состава должны гарантировать безопасность своей предпринимательской деятельности наравне со всеми участниками перевозочного процесса. Это особенно важно в условиях, когда перевозчик передает свои вагоны операторам, на которых, в свою очередь, возлагается ответственность по поддержанию их в надлежащем техническом состоянии.

Участники конференции обращают внимание руководства Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на недостатки, препятствующие эффективному развитию транспортной отрасли Российской Федерации, и просят Съезд Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Партии В.В.Путина, Председателя Высшего совета Партии Б.В.Грызлова выступить с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. В целях модернизации российской транспортной отрасли, реализации транзитного потенциала страны и развития международных транспортных коридоров рекомендовать Правительству Российской Федерации издать распоряжение о разработке Федеральной целевой программы по восстановлению Северного морского пути. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и администрациями регионов Российской Федерации, тяготеющих к трассе Севморпути, – разработать программу. В рамках данного проекта необходимо предусмотреть следующий комплекс мер:

1.1. Для выработки первоочередных положений новой Федеральной целевой программы по восстановлению Северного морского пути, а также определения комплекса необходимых мер по ее реализации, сформировать рабочую группу по подготовке программы в составе представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, административной группы Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ», рабочих групп Проектов «Северный морской путь – национальная транспортная магистраль России» и «Инфраструктура России», а также представителей субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к трассе Северного морского пути. Кроме того, предлагается включить в рабочую группу представителей существующих и потенциальных пользователей Северного морского пути, таких как ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Газпром», ОАО «ИК Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Совкомфлот», ФГУП «Атомфлот».

1.2. Для обеспечения законодательной базы развития Северного морского пути рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации принять проект Федерального закона «О Северном морском пути».

1.2.1. В рамках проекта Федерального закона «О Северном морском пути» доработать правила навигации по Северному морскому пути.

1.2.2. В рамках проекта Федерального закона «О Северном морском пути» разработать и принять подзаконные нормативные правовые акты «О проведении в Арктике сбалансированной тарифной политики» и «Об оплате услуг предоставляемых при плавании по трастам Северного морского пути» для увеличения коммерческой привлекательности транспортировки грузов по трассе Северного морского пути, а также для контроля себестоимости продукции завозимой в арктические регионы России.

1.3. С целью учёта интересов всех заинтересованных в развитии Северного морского пути регионов рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации предусмотреть создание администрации Северного морского пути с образованием филиалов в соответствующих субъектах, главам администраций и представителям заинтересованных ведомств Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа и Камчатского края подписать Соглашение о совместных действиях в Арктике и создать Единую дирекцию по управлению Северным морским путём.

1.4. Принять меры, направленные на создание, реконструкцию и развитие в регионах РФ, тяготеющих к трассе Северного морского пути, – Республики Карелия, Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми, Пермского края, Ненецкого, Ямало-ненецкого и Таймырского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатского края - транспортно-логистической инфраструктуры (портов, складских комплексов, подъездных железнодорожных путей, таможенных терминалов) и транспортного парка, обеспечивающих качественное обслуживание транзитного грузопотока.

1.4.1. Принимая во внимание то, что Чукотский автономный округ, являющийся перспективной ресурсной базой, занимает особое место как составляющая часть Северного морского пути, необходимо обеспечить активное функционирование портов Певек, Провидения, Эгвекинот, Анадырь, Беринговский, которые на сегодняшний день используются в основном для завоза средств жизнеобеспечения региона. В связи с этим, обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением создать Федеральное казенное предприятие с условным названием «Морские порты Чукотки» с целью сохранения портовой инфраструктуры и дальнейшей бесперебойной работы морских портов Чукотского АО.

1.4.2. Отмечая важность создания в Республике Саха (Якутия) международного транспортного коридора Китай (АТР) – Сковородино – Якутск – Севморпуть – Западная Европа и перспективность применения в его составе автономного и лихтеровозного смешанного «река-море» водного сообщения, признать необходимость замены по факту износа действующего в Ленском бассейне речного флота смешанного «река-море» плавания и мелкосидящего речного флота двойного применения (сухогрузноналивного). Для решения этого вопроса принять следующие меры:

1.4.2.1. Включить смешанные «река-море» перевозки речным транспортом в состав направлений морской деятельности Российской Федерации и отразить это направление в Стратегии развития морской деятельности, подготовленной для утверждения.

1.4.2.2. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможные варианты планомерной замены, начиная с 2012 года, судов смешанного «река-море» плавания ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», выбывающих из рабочего ядра по физическому износу, на суда нового поколения со сроком эксплуатации не менее 40 лет и мелкосидящие речные суда двойного назначения, способные попеременно перевозить сухие грузы и нефтепродукты наливом. В том числе учесть возможность использования имеющихся в настоящее время мощностей ООО «Онежский судостроительный завод» (г. Петрозаводск), строящего суда смешанного «река-море» плавания, а также судостроительных мощностей и инфраструктуры ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (г. Петрозаводск), работа которого в настоящее время приостановлена.

1.4.2.3. Предусмотреть на 2011-2015 годы средства для восстановления и модернизации всех элементов уникальной арктической лихтеровозной системы «Северный морской путь».

1.4.2.4. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации задействовать с 2011-2012 годов программу по возрождению исторически достигнутой глубины водного пути на нижней Лене до 290-300 см с последующим увеличением ее до 400 см к 2025 году. Это позволит к 2025 году сделать речную составляющую международного транспортного коридора Северный морской путь надежной и эффективно работающей на протяжении 100-110 суток в году и поднимет его привлекательность.

1.4.3. В целях развития и загрузки судостроительных мощностей Дальневосточного региона рекомендовать Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность строительства судов ледового класса для обеспечения эксплуатации Северного морского пути на ОАО «Амурский судостроительный завод» и ОАО «Хабаровский судостроительный завод».

1.5. С целью обеспечения более активной эксплуатации Северного морского пути необходимо развивать крупнейшие межрегиональные инфраструктурные проекты. В связи с этим, на заседании Рабочих групп Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросам стратегии развития транспортной системы России и по формированию государственной политики экономического и социального развития северных регионов Российской Федерации с учетом важности развития транспортной инфраструктуры на Северо-западе Европейской части России, диверсификации транспортных потоков, в том числе в направлении портов, расположенных в бассейне Северного Ледовитого океана, рассмотреть, поддержать и признать партийным Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» для его скорейшей реализации в интересах дальнейшего развития портов Баренцева и Белого морей. А также:

1.5.1. Рекомендовать Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрить проект «Белкомур» с финансированием его строительства за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

1.6. В целях решения вопроса кадрового обеспечения инфраструктуры Северного морского пути, ускорить процедуру подписания Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым Указа о создании Северного (Арктического) Федерального университета (СФУ), специализирующегося на подготовке кадров и научных исследованиях для защиты геополитических интересов России в Арктике. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации одобрить Проект.

1.7. С целью оснащения транспортной отрасли современными информационными разработками рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральным космическим агентством проработать вопрос о создании в Мурманске, на основе применения спутниковых технологий, информационного центра Северного морского пути и Арктического региона по гидрометеорологическому и гидрографическому обеспечению, включая мониторинг и прогнозирование ледовой обстановки, контролю и управлению транспортными процессами и перевозками, а также по своевременному оповещению о стихийных природных аномалиях, информационному обеспечению и взаимодействию спасательных подразделений при проведении ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. .

2. С целью развития грузоперевозок на территории Российской Федерации, снижения избыточной контрольной функции государства, внедрения стандартов и правил ведения бизнеса, инициировать ряд мероприятий, способствующих развитию института саморегулирования в сфере транспорта. Для этого:

2.1. Принять важность и необходимость продолжения работы созданной при Государственной Думе Российской Федерации по инициативе партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» межведомственной рабочей группы по выработке принципов саморегулирования в сфере транспорта. Дополнить состав указанной рабочей группы компетентными представителями бизнес-сообщества, заинтересованными министерствами и ведомствами, профильными комитетами Государственной Думы Российской Федерации.

2.2. С целью скорейшего внедрения института саморегулирования в сфере морского и речного транспорта:

2.2.1. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на то, что с момента вступления в силу 1 декабря 2007 г. Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», ни одна из некоммерческих организаций, объединяющих участников предпринимательской деятельности в сфере морских и речных грузоперевозок, не зарегистрирована в качестве саморегулируемой организации. Для решения данного вопроса рекомендовать Правительству Российской Федерации определить специальный орган исполнительной власти, уполномоченный вести реестр саморегулируемых организаций и осуществлять функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере транспорта.

2.2.2. Принимая во внимание недостаточный учёт мнения бизнеса при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере морского и речного транспорта, а также учитывая заинтересованность в саморегулировании компаний, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в сфере морского и речного транспорта, и зрелость некоммерческих организаций, созданных в сфере морского и речного транспорта и являющихся прообразами СРО, рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность законодательной замены лицензирования отдельных видов деятельности в сфере морского и речного транспорта на обязательное участие в саморегулируемых организациях, объединяющих участников предпринимательской деятельности, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в сфере морского и речного транспорта. Для этого, в рамках работы созданной при Государственной Думе Российской Федерации по инициативе партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» межведомственной рабочей группы по выработке принципов саморегулирования в сфере транспорта, детально изучить зарубежный опыт саморегулирования в сфере морских перевозок, а также уже имеющийся российский опыт в других отраслях экономики, в частности, в сфере строительства, аудиторской и оценочной деятельности и др.

2.3. В целях выработки оптимальных схем доставки грузов учесть целесообразность проведения исследования по оценке роста объемов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и их экономической эффективности для принятия решения по увеличению гарантированных габаритов судовых ходов и (или) строительству судов нового поколения.

2.4. С целью развития автотранспортных грузоперевозок на территории России и изменения системы государственного регулирования деятельности автоперевозчиков рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации:

2.4.1. Принять проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков».

2.4.2. Для развития института СРО необходимо участие саморегулируемых организаций в подготовке и развитии государственных целевых программ. В связи с этим, рекомендовать создаваемым саморегулируемым автотранспортным организациям, в том числе НО «Саморегулируемая ассоциация автомобильных перевозчиков», принять участие в реализации Программы «Развитие экспорта транспортных услуг», разработанной в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ», с целью поэтапного ввода на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области автотранспортных предприятий, оснащённых современными транспортными средствами.

2.5. С целью развития железнодорожных грузоперевозок в России и для ускорения процесса внедрения института саморегулирования:

2.5.1. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД» и его дочерним предприятиям инициировать заседания рабочих групп с участием Некоммерческого партнёрства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» и принимать в них активное участие для образования новой модели рынка железнодорожных грузоперевозок в отсутствии инвентарного парка у ОАО «РЖД».

2.5.2. Создать законодательную базу развития саморегулирования в конкурентном секторе предоставления железнодорожного подвижного состава для осуществления грузоперевозок (операторской деятельности). Для этого рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации при доработке Проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» внести поправки, касающиеся саморегулирования в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом и объема полномочий, делегированных государством СРО, при этом предусмотрев обязательное членство операторов железнодорожного подвижного состава в СРО. В частности:

2.5.3.1. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос об опережающем строительстве железной дороги до пос. Индига и пос. Усть-Кары (в «Стратегии развития железных дорог РФ до 2030 года» строительство указанных магистралей планируется с 2016 года).

2.5.3.2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос об увеличении инвестиций и сокращении сроков строительства и ввода в эксплуатацию объекта «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань», ускорении начала строительства вторых путей вдоль Байкало-Амурской магистрали и электрификации Северного широтного хода в целях увеличения пропускной и провозной способности БАМа в направлении портов Ванино и Советская Гавань до 80 млн. тонн к 2020 году.

3. С целью повышения конкурентоспособности России на рынке морских перевозок необходима реализация мер, направленных на обновление российского морского и речного флота. В связи с этим:

3.1. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации ввести лизинговую схему финансирования строительства и последующей эксплуатации новых судов, предусматривающую льготный режим налогообложения и взимания портовых сборов в российских портах для судовладельческих компаний, строящих и эксплуатирующих новый флот, на период возврата платежей по лизингу до момента перехода судов в собственность судовладельцев.

3.2. С целью сохранения конкурентной среды на рынке оказания бункеровочных услуг в российских портах и во избежание формального подхода к решению задачи обновления российских судов-бункеровщиков, (заключающегося в использовании как приобретенных за рубежом старых судов, формально соответствующих требованиям международных конвенций (подлежащих плановой замене по сроку эксплуатации), так и частично модернизированных, без достижения принципиально более высокого уровня эксплуатационной безопасности, старых российских судов), рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность разработки комплекса организационных и технических мер, позволяющих определить вероятный срок продления действия моратория на запрет эксплуатации в российских портах однобортных судов-бункеровщиков на период после 1 января 2011 года.

3.3. Рекомендовать представителям Администрации Флага совместно с Российской Ассоциацией Морских и Речных Бункеровщиков установить критерии применения требований МК МАРПОЛ к судам – бункеровщикам, производящим погрузо-разгрузочные работы с тяжелыми сортами нефтепродуктов исключительно на акватории порта.

3.4. Для успешной реализации задачи обновления российского бункеровочного флота Министерству транспорта Российской Федерации и представителям бункеровочного бизнес-сообщества провести работу по разработке типовых концептуальных проектов портовых судов-бункеровщиков с их последующей реализацией на российских судоверфях.

3.5. С учетом перспективности применения смешанного «река-море» водного сообщения, рекомендовать Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможные варианты планомерной замены, начиная с 2013 года, судов смешанного «река-море» плавания ОАО «Амурское пароходство», выбывающих из эксплуатационного парка по физическому износу, на суда нового поколения со сроком эксплуатации не менее 40 лет и мелкосидячие речные суда двойного назначения для использования на реках Амурского бассейна».

4. С целью развития портовых мощностей рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить принятие решение о создании особой экономической портовой зоны в Советской Гавани (Хабаровский край), решение о создании особой экономической портовой зоны в морском порту Мурманск (Мурманская область) без проведения конкурса по отбору заявок и рассмотреть возможность создания особой экономической зоны портового типа в пос. Индига (Ненецкий Автономный округ). Кроме того, с учетом достигнутых договоренностей между Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации и Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» о выборе пилотного приморского субъекта Российской Федерации и пилотного порта для отработки механизмов взаимодействия в интересах реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП в рамках комплексного развития территорий, обратиться в Морскую коллегию с предложением рассмотреть в качестве пилотного субъекта Российской Федерации НАО, а пилотного порта – Индигу (Ненецкий Автономный округ).

5. С целью повышения уровня привлекательности российских портов для грузовладельцев и перевозчиков, а также увеличения грузооборота, рекомендовать Федеральной таможенной службе Российской Федерации принять меры по созданию условий для максимально возможного сокращения времени таможенного оформления и таможенной чистки грузов. Для этого осуществить скорейший повсеместный перевод работы таможенных органов на электронный документооборот.

6. C целью снижения потребности в инвестициях транспортного комплекса, создания резервных пропускных способностей в весенне-летне-осенний период на грузонапряженных направлениях и привлечения грузопотоков на внутренний водный транспорт рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании межведомственного координационного совета по координации и взаимодействию транспортных систем по обеспечению пропускных и провозных способностей всех видов транспорта, в том числе и максимальное использование речного транспорта.

 

 тел.: +7 (812) 327-93-70
+7 (812) 370-16-02